Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Urgeist. Ночь и рассвет человеческого духа

Пять-три миллиона лет назад по саваннам Африки бродили небольшие группы прямоходящих человекообразных обезьян — австралопитеков. Это были удивительные и во всех отношениях переходные существа. Скелет вполне современного вида венчала обезьяноподобная голова. Объем мозга такой же, как у горилл и шимпанзе. Повадки звериные. По сути, это были животные в теле человека. Что же им не хватало, чтобы стать нами? Человеческого духа.


Австралопитек афарский

Ночь

Наблюдения за современными высшими приматами позволяют понять, какими были древние. Основной их психической деятельности служила память. Она делилась на три вида: инстинкты (наподобие прошитого BIOS), долговременная память (усваиваемые умения типа колки орехов) и кратковременная (одновременное удержание в памяти нескольких объектов или идей). Такая память, конечно более развитая, есть и у нас. Что же у нас есть кроме? Мы способны мыслить, осознавать себя, быть свободными и выражать себя через творчество. Вот это и условимся называть человеческим духом, не вдаваясь в детали и споры между философами, психологами и нейробиологами.

Для того чтобы понять, как из обезьяньей психики родился человеческий дух, нужно найти связующее звено. Рассмотрим пристальнее образ жизни австралопитеков. Замечено, что при высокой биопродуктивности среды эволюционно выгодно быть двуногим. Когда-то на Земле царили двуногие хищные динозавры; австралопитеки, конечно, не могли похвастаться их размерами и зубами, но вот агрессией были под стать. Когда вокруг много энергетической пищи, появляется свободное время и растет популяция. До предела обостряется борьба за самок. Последних, надо сказать, всегда не хватало. Переход к прямохождению привел к изменению строения таза и, как следствие, к повышению смертности при деторождении. К тому же дети развивались довольно медленно (до 12 лет), а значит требовали к себе много внимания от матерей. В итоге, сексуально озабоченные австралопитеки в буквальном смысле уничтожали себя в братоубийственных битвах. До такой степени, что у выживших на уровне инстинкта закрепилось табу на секс внутри племени. Неподдельное отвращение, которое мы испытываем перед инцестом, запрет на браки между родственниками (т.н. экзогамия) — это все оттуда, из глубины веков. Однако возникший невротический комплекс из подавленной агрессии, неутоленного сексуального влечения, страха перед табу был так силен, что потребовал специфического выхода, которого до этого ни у каких животных не наблюдалось. Таким выходом стало развитие воображения.

Если вас обидел кто-то очень сильный, то ему можно дать сдачи в воображении. Чем сильнее развито воображение, тем больше будет удовлетворение. Известное выражение «художник должен быть бедным, больным и голодным» истинно тем, что лишения понуждают творческую личность сублимировать — чем сильнее ощущаются лишения, тем ярче сублимация. Наши обезьяньи предки никакими творческими способностями еще не владели, сублимировать не умели, а потому воображение стало их мукой и проклятием. Рождение человеческого духа проходило в жестоких мучениях, которые растянулись примерно на два миллиона лет и привели к потрясающим изменениям в мозге и психике высших приматов. Появились разумные люди.

Предрассветные сумерки

Но прежде мыслей были образы. Непонятные, пугающие, нежданные, они заставляли просыпаться по ночам, порождали страх перед любым, даже самым безобидным явлением природы, не давали покоя. Разумеется, звери тоже чувствуют страх, но он проходит, как только исчезает его причина. Не так с австралопитеками. Их мир стал (конечно, не в одночасье и даже не за тысячу лет) враждебным и неприветливым, от него хотелось убежать, спрятаться. Куда? По идее, внутрь себя. Но «себя» еще не было, ему только предстояло родиться. Первочеловеку оставалось блуждать в закоулках своего болезненного сознания, не отдавая себе хоть какого-то отчета. Первый человек стал аутистом.

Аутизм — это грезы сумрачного сознания, это фиксация на непосредственных впечатлениях без обобщения, логики, рефлексии. Современный аутист лишен этого из-за каких-то нарушений в мозге, первобытный — потому что логика и рефлексия еще не появились вообще. На протяжении ста тысяч поколений поздних австралопитеков и ранних людей (архантропов) преследовали кошмары, галлюцинации, головные боли. Это вам не сто лет одиночества, это посильнее будет! Рос мозг, пытаясь справиться с наплывом новых ощущений. С пятисот кубиков 2,5 миллиона лет назад до тысячи трехсот полмиллиона лет назад. И не просто рос — качественно менялся: прогрессировали лобная и теменная доли, появлялись совершенно новые зоны. Все это — помним — при почти неизменном скелете!


Homo habilis

Как изменилась жизнь этих несчастных, страдавших неизлечимыми галлюцинациями? Два с лишком миллиона лет назад Homo habilis (человек умелый) научился раскалывать гальку. Несомненно, камни с острыми краями были полезным приспособлением, только вот наколол он их за последующие века столько, что намного превышало его потребности в орудиях труда. Словно на конвейере, с исступлением колотил он тонны гальки, пытаясь уйти от мучительных образов или, как бы сейчас сказали, забыться в работе. В последующем техника обработки камня существенно усовершенствовалась, но избыточность осталась: теперь человек изготавливал каменные рубила «исключительно симметричной формы и гармоничных пропорций, что явно выходило за границы их чисто утилитарных функций».


Симметричный бифас

1,8 миллиона назад человеческая популяция насчитывала всего миллион особей. Для Африки ничтожно мало. Однако все та же неодолимая сила погнала архантропов за пределы их прародины, на негостеприимные просторы Евразии. За какие-то несколько сотен тысяч лет они расселились от Испании до Китая. Это были очень маленькие группки, оторванные друг от друга, в страхе прячущиеся по пещерам, на стенах которых они, вероятно, оставили слабые, неуверенные следы своих галлюцинаторных мигреней. Когда пятьдесят тысяч лет назад из Африки вышел в триумфальный поход человек уже современного типа, он с любопытством и отвращением взирал на кое-где сохранившиеся осколки старого мира — страшноватых хомо эректусов, все еще с остервенением колотящих свои примитивные гальки.


Homo erectus

Примерно в одно время с первой миграцией первобытный человек овладел языком. Хотя правильнее было бы сказать, человеком овладел язык, ибо поначалу он прорывался наружу бессмысленным бормотанием, спонтанными выкриками и горловыми спазмами, свидетельствующими о том, что человек хочет сказать много больше, чем может. О, в его голове теснилась уже целая вселенная, котелок черепа бурлил под немыслимым давлением, которое требовало выхода. И он был близок, предрассветные лучи уже озаряли верхушки гор, зарождался Urgeist.

Рассвет

Urgeist — хороший немецкий термин для того пра-духа, пред-духа, историю которого мы пытаемся понять. Его первые явления на свет можно отнести к периоду 800—400 тысяч лет назад. Тогда Африку и Европу покорил новый вид людей с неуклюжим названием «гейдельбергский человек». Метания ученых, не знающих, куда отнести этого персонажа — то к архантропам, то уже к палеоантропам, наряду с неандертальцами, — ясно свидетельствуют о смутности его облика. Вроде бы он уже знал огонь, одежду, строил хижины, но еще как-то неуверенно, не везде и не всегда. Сумеречные грезы словно нехотя отпускали его, чтобы тут же снова поймать в мучительную ловушку аутистического сознания. Представляется все же, что именно гейдельбергский человек овладел внятной речью, а следовательно и мыслью, осознал свой внутренний мир как нечто независимое и параллельное внешнему, начал выражать себя в словах, красках, символах. Но не нужно думать, будто он легко освободился от своих демонов. До олимпийской ясности ему было еще очень далеко.


Человек гейдельбергский

Те, кто изучают верования так называемых примитивных племен Африки и Австралии, иногда попадают в нехитрую ловушку. Им кажется, будто они имеют дело с настоящими первобытными мифами, какими те появились на заре времен, тогда как на самом деле эти вполне сложившиеся мифологические системы отделяет от эпохи зарождения такая же бездна веков, что и классические мифологии Индии и Греции. Представления гейдельбержцев были намного примитивнее, хаотичнее, непроявленней. Чтобы их вообразить, почитайте и послушайте, что и как говорят современные шизофреники, аутисты и гебефреники. Разорванность, бессвязность, нечеткость речи и мысли порождала такие химеры и дикости, перед которыми меркнут все ужасы Лавкрафта. По-видимому, мы никогда не узнаем, в каких богов, призраков и демонов верили гейдельбергские люди — это и к лучшему, этого нам лучше не знать, как ребенку лучше не заглядывать в спальню к родителям.



И все же дух было уже не остановить. Его присутствие очищало сумрак сознания, разгоняло кошмары и тени. Мысли становились четче, слова — понятнее, все больше предметов и явлений окружающего мира оказывались вычленены, поименованы, объяснены. Наконец, все это слилось в тотальности мифа. В мифе человеческий дух пришел к своему всемогуществу, подарив человеку целый новый мир и сделав его там хозяином. Если в мире реальном человеку еще предстояло научиться возделывать поля и плавить металлы, изобрести письменность и математику, построить сложнейшую цивилизацию, то в духовном плане ничего величественнее мифа человек так и не придумал.

Что такое миф? Это прежде всего всеобъясненность. Почему луна круглая, зачем кошке четыре ноги, кто проглотил второе солнце — решительно все, даже самое ничтожное, невидимое, с нашей точки зрения несуществующее получало окончательное, недвусмысленное объяснение. Откуда оно бралось? Известно: из глубин духа. Из прирученного воображения, из абсолютно свободного, не контролируемого ничем творчества, из радости осознания себя мыслящим, говорящим, поэтически сказывающим существом. В мифотворчестве человек равнялся богам, даже превосходил их, потому что боги оставались природными, а человек уже нет.

По-видимому, расцвет духа связан с появлением человека современного типа и пришелся на период 50—10 тысяч лет назад. Свидетельства этого мы видим в индустрии ориньяка и солютре, в наскальной живописи Альтамиры и Шове, в «палеолитических венерах» и приручении волка. Тогда же сложились первоосновы всех мифологий, религий и традиций, которые были зафиксированы в письменную эпоху. Несомненно также, что именно мифологическая цельность и мощь духа позволили Homo sapiens выиграть в гонке палеоантропов, заселить самые неприветливые и суровые уголки земного шара, создать невероятной глубины духовную культуру.


Кроманьонцы

Конечно, определенная опасность кроется в том, что в тотальном мифе вымышленный мир полностью подчиняет себе материальный. Поэтому человеку надлежит время от времени «переводить дух» в эпохах более строгих, отданных на поверку критическому разуму. Таких, как нынешняя. Тем не менее в современных тенденциях глобализации и виртуализации я вижу возможность новой грядущей эпопеи духа, опять не ограниченной ничем, кроме собственной бесконечности. Как знать, не суждено ли человеку, когда-то испытавшему на себе первые позывы Urgeist, оказаться тем, кого осенит Übergeist — немыслимый сегодня сверх-дух?
Subscribe

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Китайцы о европейской культуре

    Путешествуя по старому Китаю в 1907 году, будущий знаменитый академик Василий Михайлович Алексеев сделал массу метких и любопытных наблюдений. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Китайцы о европейской культуре

    Путешествуя по старому Китаю в 1907 году, будущий знаменитый академик Василий Михайлович Алексеев сделал массу метких и любопытных наблюдений. В…