Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Дивный новый мир

Турчин А.В. Батин М. А. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа? — М.: БИНОМ. — 2013



Когда-то первыми футурологами были писатели. Они придумывали утопии, изображали светлое (или темное) будущее. Сейчас за дело взялись и ученые. Эти пишут статьи, монографии, даже учебники. Рецензируемая книга — по сути именно такой учебник. Нет, на нем не стоит гриф «Рекомендовано для средних и высших учебных заведений», но во всем остальном: в подаче и структуризации материала, выделении основных идей, иллюстративном сопровождении — это типичный учебник, разве что списка контрольных вопросов в конце каждой главы не хватает. Подобный подход не то чтобы плох, но специфичен. Посмотрим же, что предлагает нам «Футурология, 11 класс».

А предлагает она ни много ни мало «дивный новый мир». Мир бессмертных «идеальных людей», живущих в идеальном мире, созданном и поддерживаемом для них всемогущим искусственным интеллектом. В этом мире нет войн и болезней, несправедливости и недопонимания, а также ограничений, связанных с нашей телесностью и разумом. Это мир не утопии, но подлинной пантопии, сверхцивилизации, которая осваивает Вселенную. И все это великолепие обещается не через энные столетия, а к концу XXI века. При одном, впрочем, существенном условии: уже сейчас человечество в целом и каждый из нас по отдельности должны поставить своей первейшей задачей и целью достижение подобного будущего. Как именно, авторы не детализируют. Но предупреждают, что любое иное решение неминуемо ведет к глобальной катастрофе и деградации рода людского. Бессмертие или катастрофа — tertium non datur, таков исходный посыл и вывод всей книги. Непростая, однако, дилемма.

Что отличает рассуждения и предположения авторов от художественной фантастики? Бесспорно, научный подход. Кратко, тезисно, но толково Батин и Турчин вводят своего читателя в проблематику и современное состояние таких дисциплин, как нано- и биотехнологии, крионика, когнитивные науки, киборгизация, трансгуманизм; дают представление о пока гипотетической «загрузке личности» и совсем негипотетической генной инженерии; анализируют, как уже сегодня роботы, носимые системы, транспорт и виртуальная реальность меняют жизнь людей. Вкупе с кратким очерком развития самой футурологии и обзором методов прогнозирования это обеспечивает широкий, действительно глобальный охват глобальных проблем. И в этом несомненная удача книги.

Затрагивают авторы и философско-этическую сторону вопроса, хотя здесь их позиция наиболее уязвима. По существу, они предлагают человеку «сузить» себя до двух базовых ценностей: жизни и рациональности, пожертвовав всеми остальными, которые объявляются «ложными». То есть: никакой религии (а значит, метафизики), никакого избыточного расхода ресурсов (а значит, самопреодоления), никакого саморазрушения (а значит, и самоиспытания). Это очень напоминает большевистскую риторику в Советском Союзе: затянем потуже ремни, поднажмем, сплотимся, зато следующее поколение людей будет жить при коммунизме. Чем закончился великий коммунистический эксперимент по созданию нового общества и нового человека, напоминать не нужно. Не зря Турчин и Батин уповают исключительно на технический прогресс, ничем не давая понять, что они верят в хоть какой-то прогресс общества и человека. Однако представляется, что однобокое, гипертрофированное развитие техники без сопутствующего роста социального и ментального самосознания способно породить лишь «суперфранкештейна», который уничтожит себя много быстрее, чем это суждено сделать «обычному человеку». Или он целиком покорится искусственному интеллекту, воплотив в жизнь дистопию «Матрицы».

Как бы там ни было, авторы обещают, что уже к 2020 году произойдут решающие события, благодаря которым станет ясно, какой путь — к бессмертию или катастрофе — выбрало человечество. А значит, совсем скоро, на наших глазах…
Subscribe

  • Одиссея щтдшту

    Пелевин — что тот буддист, который рисует разноцветным песочком на полу мировую мандалу, затем буднично ее стирает и начинает заново. В мандале —…

  • Была такая партия...

    В. Измозик, Б. Старков, Б. Павлов, С. Рудник. Подлинная история РСДРП—РКПб—ВКПб. Краткий курс. Без умолчаний и фальсификаций. - СПб., 2010…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Одиссея щтдшту

    Пелевин — что тот буддист, который рисует разноцветным песочком на полу мировую мандалу, затем буднично ее стирает и начинает заново. В мандале —…

  • Была такая партия...

    В. Измозик, Б. Старков, Б. Павлов, С. Рудник. Подлинная история РСДРП—РКПб—ВКПб. Краткий курс. Без умолчаний и фальсификаций. - СПб., 2010…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…