Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Наваждение социума. Критика одной иллюзии



Наблюдаемый мир в целом стремится к усложению. От единственного водорода на заре Вселенной - к полной таблице Менделеева, от газовой однородности - к планетам, звездам, скоплениям и галактикам, от цепочек аминокислот в первобытном океане - к многообразию растительного и животного мира сейчас. По пути усложнения следует и онтогенез, повторяющий филогенез: от оплодотворенной клетки - к мыслящему индивиду, автору Пятой симфонии и "Критики чистого разума". Причем усложнение это, нельзя усомниться, качественное, а не просто количественное. Именно качественное усложнение и должно называться эволюцией par excellence, сущностью эволюции.

И только социум, если и усложняется, то исключительно количественно. Нас становится больше - и только. Да и в чем может выразиться социальная эволюция? В кардинальном усложнении общественных связей и отношений, в иерархичной структуре-мозаике, в задании каждому члену общественных отношений его собственного места в них? Поздравляю, ваш идеал - муравейник! Очевидно, что чем сложнее организован и иерархизирован социум, тем меньше свободы в нем для конкретной личности, тем больше сил уходит на поддержание именно социальных связей и структур вместо того, чтобы способствовать развитию индивидуальностей. Таким образом, возникает нехитрая обратная связь: суперсложный, сверхорганизованный социум предполагает "упрощенных" членов - шестеренки, муравьев, господ и рабов. И, наоборот, сверхсложная личность, подлинный творческий дух, абсолютная свобода абсолютного индивида нивелирует социум до минимального уровня, незаметного настолько, насколько незаметно для нас пищеварение или ток крови. Личность и социум - враги-антагонисты. Кто-то обречён победить...

Зайдём с другого бока. Почему мы социальны? Не все животные социальны, одиночество присуще некоторым хищникам (таким как медведь), отдельным птицам (выпь) и пресмыкающимся. Очевидно, что социальность возникла как эволюционное преимущество, дающее объединившимся особям больше возможностей для выживания, пропитания, приспособления. Сыграла она важную роль и в возникновении человека. Однако человек не просто далеко ушёл в своем развитии от первобытных племен и кланов, не просто перестал приспосабливаться под внешний мир, но начал приспосабливать его под себя. Главное: он обрёл и осознал внутренний мир, который оказался бесконечно более огромным и богатым, чем внешний! Последнее нуждается в пояснении? Извольте.

Что такое нить времени? И - нанизанные на нее бусы истории? Время часто упоминают вместе с пространством. Но пространство легко воспринимается предназначенными для этого органами чувств, которые, кстати, есть и у животных. Чем воспринимается время? И воспринимается ли оно животными? Конечно, животные чувствуют смену сезонов, дня и ночи и т.п., но ясно, что это лишь реакция на пространственные изменения, то есть изменения воспринимаемого органами чувств внешнего мира. Животные живут настоящим. Животное, которое начнет жить прошлым (в виде романтической ностальгии) или будущим (в виде грёз), обречено. Человек впервые вышел за пределы наличного настоящего, впервые увидел бесконечные миры позади (во времени) и впереди себя. Увидел не глазами. Не памятью. Но сознанием. Воображением. Интуицией. Вот и разгадка, какой мир богаче: тот, что представляет собой лишь плоскость настоящего, или тот, что объёмен за счёт бесконечного прошлого и будущего? Вот такой у человека внутренний мир, по сравнению с которым мир внешний - один кадр в полнометражном кинофильме. Вырежи - не заметишь.

Именно развитие и усложнение своего внутреннего мира является приоритетной задачей всякой личности. Это называется творчеством. Ведь никакой писатель или художник не ставит главной целью написание вот этой книги или вот этой картины. Но - эта картина или эта книга нужны ему для того, чтобы выразить какие-то свои мысли и чувства, то есть, в конечном итоге, для саморазвития и самопознания. В этом смысле сидящий в асане йог - не меньший художник. Только полотно его - тело, а кисть - воля. Цель же одинакова - творить самого себя. Дух - единственная настоящая causa sui.

Впрочем, разве не влияет художник своими произведениями на внешний мир, на социум? Иногда кажется, лучше б не влиял. Задумаемся: каким может быть творчество в применении к обществу? Социальная инженерия? Утопические проекты? Да, да, мы все их помним: тоталитарные режимы, геноцид, разделение на "своих" и "врагов"... И имена тех "художников" хорошо помним, один Шикльгрубер чего стоит. Это не досадная ошибка, просчет оказавшегося посредственностью "творца" - это системная ошибка, проистекающая из того аксиоматического положения, что творчество есть воздействие личности исключительно на самое себя! Самосознание, мышление, свобода, творчество - все это категории внутреннего мира, свойства духа, приводящие раз за разом к системной ошибке при попытке применить их к миру внешнему, к социуму.

Например, свобода. Как самоощущение и внутренняя позиция она совершенно недвусмысленна, сколько бы на тебе ни было внешних цепей (что блистательно продемонстрировал еще Эпиктет). Но применительно к внешнему миру она каждый раз оказывается расплывчатым парадоксом. Свобода на баррикадах романтически прекрасна, но от чего она освобождает людей? От их бренности, смертности, обусловленности этим телом, этой эпохой, этой Вселенной? Нет. Весьма кургузая свобода, которой ни один мыслящий человек категорически не удовлетворится. Кто же удовлетворяется? Общество, социум, толпа. Нет, я не отождествляю социум непременно с толпой, но беспристрастно констатирую тот факт, что всякая личность теряет даже в самом высоком обществе свой звездный блеск, нивелируется до общепринятых стереотипов, берется как совокупность своих слов и поступков, а не мыслей и грёз. Иными словами, общество не замечает, не способно замечать внутренние миры личностей. А ведь именно в них - сущность человеческого! Таким образом, социум враждебен личности, он тянет ее вниз, примитивизирует и выхолащивает. Человек в толпе - животное, не я первый сказал.

Куда же ведет этот путь? К тому, что социум delenda est. Эволюция духа такова, что личность становится все более самостоятельной, самодовлеющей, самозначительной; ей все меньше нужны подпорки в виде общественных связей и отношений. Как повзрослевший молодой человек прощается с вскормившей его семьей, так и свободная творческая личность пускается в самостоятельный полет сквозь миры и эоны, без оглядки на общественные связи и отношения. Нет, не подумайте, будто я призываю всем занять по уединенной пещерке и ломать шеи голубям, ежли какой прилетит с невинной запиской от соседа! Личность должна стряхнуть с себя не сами отношения, а зависимость от них! И только тогда для нее откроется возможность подлинных отношений - отношений двух равных творцов, не зависящих друг от друга, но уважающих и понимающих. Известно ведь, что любовь там полноценней, где два партнера не находятся в материальной, психологической или еще какой зависимости друг от друга.

И еще раз: самосознание, мышление, творчество и свободу (как и смерть) невозможно разделить ни с кем. "Фаусты" и "Божественные комедии" задумываются и пишутся в одиночку. Философствовать коллективно возможно, но на "Бытии и времени" будет стоять только одно имя. Однако сейчас редкие минуты творческих озарений все еще перемежаются долгими периодами социальной интеграции: нужно оформлять бумажки, бороться за место под солнцем, следить за общественными настроениями. Интенсификация внутренней жизни требует погашения жизни социальной. Человеку необходимо победить человечество. Только тогда ему откроются новые горизонты духовной эволюции, новые способности к самосозиданию и самопознанию. Наваждение социума, этой гигантской иллюзии, морочащей нам мозги не одно тысячелетие, должно пасть окончательно и бесповоротно. Из-под завалов человечества появится новый человек. Еще более сложный. Еще более прекрасный. Еще более творческий.
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments