Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

Ислам, Запад и разум

В последних главах "Печальных тропиков" Леви-Стросс размышляет о Западе, буддизме и исламе. Мусульмане для него слепы и нетерпимы, это "идеальная религия для гвардейского корпуса" - мужская, милитаризованная, нерассуждающая. Вклинившись между буддизмом и христианством, ислам повлиял на последнее, "обратив нас в свою веру". "А ведь если бы не было ислама, христианство могло постепенно слиться с буддизмом... Именно тогда Запад упустил возможность обрести женское начало".

Не знаю, являются ли женскими или мужскими качествами иррационализм и волюнтаризм, но то, что они в исламе абсолютны, помогает понять недавняя книга Роберта Рейли "Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллектуального суицида", краткий конспект которой сделан на сайте PostSkriptum.




1 часть
Существует два способа закрыть разум. Первый – отрицание возможности познания разумом чего бы то ни было. Второй – отрицать реальность как нечто, что можно познать. Или разум не способен познавать, или ничто не может быть познано само по себе. Каждого подхода достаточно для того, чтобы сделать реальность нерелевантной. В суннитском исламе оба подхода были взяты на вооружение...

2 часть
Согласно традиционалистам, любое противоречие в Коране должно быть принято без лишних вопросов. Так, основатель одной из главных четырех школ исламской юриспруденции, Малик ибн Анас “решил” проблему антропоморфизма Аллаха, восседающего на троне: “Сидение известно, способ неизвестен. Вера есть обязанность, а вопросы есть ересь”.

3 часть
Для ашаритов совершенно безоговорочным было господство откровения над разумом. Это объяснялось самой природой откровения: Господь есть воля и всевластие в чистом виде. Реакция на Бога – повиновение, а не расследование.

4 часть
Последствия волюнтаристского взгляда на природу и жизнь монументальны. Если вселенная существует просто в качестве череды чудес, она не может быть познана разумом. В волюнтаристском исламском видении мира не существует естественных причин. Результат – реальность становится непонимаемой, и явления – неразличимыми, потому что в них отсутствует внутренняя логика.

5 часть
Катастрофическим результатом изложенных концепций стало отрицание причинно-следственной связи в природе. Аль-Газали, яростный противник Аристотеля и Платона, в “Опровержении Философов” утверждает, что Бог не связан никаким порядком, и потому естественной последовательности причин и результата не существует: “ни в огне, пожирающем хлопок, ни в слабительном, опустошающем кишки”.
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments