Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Что поделаешь - время послеобеденное (Мы, евреи... 2 часть)

Продолжение. Начало - здесь.

Фразу Хайдеггера из новоопубликованных "Черных тетрадей" "Все должно быть приведено к полному уничтожению. Только так можно прекратить двухтысячелетнее сооружение метафизики" Мотрошилова называет "бредом сумасшедшего". То, что "такой исход не будет несчастьем, но станет первым очищением бытия (Reinigung des Seins) от его глубочайшего уродования (Verunstaltung) из-за господствующего положения сущего", поражает почтенную матрону "своим человеконенавистническим цинизмом" и заставляет ее вспомнить "современных террористов – религиозных фанатиков". Диагноз Мотрошиловой предельно конкретен: Хайдеггер "социально больной" - таких ни в коем случае нельзя допускать к "рулям" "социальных кораблей человечества". Что поделаешь - время послеобеденное.

Конечно, тут можно отделаться шуткой. Собственно, почему Хайдеггеру не быть эдаким социопатом, аутистом, шизиком? В последнее время к ним, кстати, проявляют пристальное внимание. Особенно на ниве детективного расследования. Впереди тут Шерлок Холмс, далее следуют многочисленные Расты Коулы и Заги Норен. Правда, здесь социопатия и мизантропия главных героев служит благому делу - вычислять таких же, как они сами, мизантропов и социопатов, только преступных. Значит, и Хайдеггера нужно поставить на службу человечеству, отделив его чистую (читай: абстрактную, читай: безопасную) философию от слишком радикальных и потому несомненно ошибочных "философско-исторических, социологических и политических взглядов". Другими словами, "посушить мыслителя", отфильтровать его, пусть говорит исключительно "что-нибудь веселенькое". Что поделаешь - время послеобеденное.

Признаться, такой реакции от Мотрошиловой я не ожидал. От журналистов каких, любителей жареных, поверхностных и скороспелых фраз - всегда пожалуйста, но не от философа. Мне сказали, что не философ она вовсе, а так, историк философии. Что не отменяет самой проблемы. А она в том, что человека, всю жизнь убеждавшего нас в относительности, обусловленности "общечеловеческих ценностей" и "гуманистических истин", их генезисе из совершенно иных основ и предпосылок, пытаются лечить с помощью именно этих самых "истин и ценностей" - принимая их за безусловные и абсолютные критерии! Когда-то сами философы и сформировали эти "истины и ценности" - теперь же философов судят их же детищем, да так, что Виктору Франкенштейну фатально суждено пасть от руки созданного им монстра. Что поделаешь - время послеобеденное.

Тут можно возразить: плохо убеждал! Если уж философы признаются, что "как только Хайдеггер начинает говорить о бытии (Seyn), всё становится очень туманным…", то какой вообще спрос? Туман, однако, не в текстах Хайдеггера, крайне точных, выверенных, конкретных, а в головах их "читателей". Туман этот, а точнее морок, царит уже две тысячи лет - стало быть, и удивляться особо нечему. Настолько пропитана им сама западная, фаустовская душа, что всякое лечение - лишь полумера, оборачивающаяся заведомым фиаско. Проще уничтожить, лучше уничтожить, необходимо уничтожить. Но что? Западную цивилизацию, от чего так вздрагивает Мотрошилова? Всех евреев в мире? Человечество? Какие глупости... Еще раз повторим, Хайдеггера не заботит мельтешение сущего - всегда вторичное и относительное; о бытии, которое не есть сущее, печется он. Бытие (Seyn) - это (в самом общем, интуитивном смысле) духовная "категория", стало быть и уничтожать цивилизацию, еврейство, человечество нужно "в духовном смысле" - как основания нашего языка, мышления и поведения. Разумеется, такое уничтожение основ потрясет, возможно разрушит, все здание; но если человек в своем неконтролируемом интеллектуальном развитии зашел в тупик - кому как не ему начать заново? Время уже не просто послеобеденное, но близится к полночи. То есть времени почти нет.

"Спасти прошлое в человеке и преобразовать всё, что "было"" - такому учил нас Заратустра-Ницше. Мы не послушались, ринулись с головой в будущее и получили две мировые войны, десяток тоталитарных систем и "мир на краю пропасти". Вы верите, что они изменили человека? Это сродни вере христиан, что Христос уже всех нас спас. Никто, кроме нас самих, нас не спасет. Если мы научились летать в космос и расщеплять атом, но все еще руководствуемся пещерными инстинктами, ценностями древних кочевников и идеями из эпохи "первоначального накопления человеческого", то не задумаемся ли мы о глубокой ошибочности подобного сочетания? От чего-то нужно отказаться: или от космоса, или от прокисших идей. Первый отказ будет формальным, ничего не меняющим; второй - сущностным, меняющим всё. И не нужно бояться слова "уничтожение"! "Уничтожения не существует, из нашего распада должна родиться юность мира" - так писал Гельдерлин. Полночь будит зарю. Просыпайтесь, время утреннее...
Subscribe

  • Лови момент

    Несколько лет назад я писал о книге современного французского властителя дум Мишеля Онфре "Космос". Недавно прочитал книжку еще одного современного…

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Лови момент

    Несколько лет назад я писал о книге современного французского властителя дум Мишеля Онфре "Космос". Недавно прочитал книжку еще одного современного…

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…