Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

О ложной слепоте в отношении духа

В новомодном и нововышедшем на русском Уоттсе («Ложная слепота» и «Эхопраксия» — всячески рекомендую: не каждый писатель снабжает свои романы списком из десятков источников по философии, космологии и когнитивным наукам) продолжается прискорбное непонимание свободы воли, которое я уже как-то освещал. Не возвращаясь к тем аргументам, хочу сделать более общее замечание.



Проблема свободы воли будет нерешенной до тех пор, пока будут оставаться в рамках сознания. Но как только мы поднимаемся на принципиально иную ступень — ступень духа, эта проблема уже не тяготит нас. Дух — понятие значительно шире, чем сознание, — он включает в себя и волю, и интуицию (еще одну силу, действующую преимущественно в подсознании), а также рациональные, творческие и этические способности. Если сознание всегда апостериорно и рефлексивно, то есть зависит от опыта, проявляет себя во взаимодействии с объектами опыта (та самая неснимаемая интенциональность), то дух априорен, всегда предшествуя любому взаимодействию (как предшествует число любым операциям с ним). Сознание непременно есть то, чем является (поэтому, как и всякий феномен, оно есть нечто запаздывающее и несвободное), дух, напротив, никогда не есть то, чем является (поэтому он свободен по умолчанию). Хорошо сказать, что дух трансцендентален: но не в гносеологическом смысле, а в более общем, онтологическом.

Что же всё это значит? Откуда берется во мне этот дух, который есть я? Откуда, стало быть, появляюсь я как дух? Древние, осознавшие этот вопрос в полной мере, предпочли наивный мифологический ответ, оставив нам в наследство само слово: «дух» как нечто «вдохнутое» в нас божеством, дух как частичка абсолюта. Сегодня это мало кого удовлетворит. Дух не является «объектом» или «частью» чего-то, дух это некое состояние бытия. Собственно, всё бытие в той или иной степени духовно, но человеческий дух это такое состояние бытия, которое проявляется по-человечески (хайдеггеровский Dasein). Бытие, в классическом понимании, наиболее общее и предельное понятие; дух также предельное понятие — ничего удивительного, что они совпадают. Однако наш дух конкретен! Каждый из нас индивид, уникальный даже в телесном смысле, и уж подавно в духовном. Значит, дух это наиболее конкретное предельное понятие, как же может он совпасть с бытием?

Только в одном случае: бытие также предельно конкретно. Расхожее представление о бытии как о неком пространстве, «в котором» существуют вещи, в корне неверно и должно быть отвергнуто. Бытие нужно понимать по аналогии с временем. Ведь мы обнаруживаем время только как неуловимое мгновение, как предельно конкретную и уникальную «точку» сейчас. Секунда имеет некоторую протяженность, миллисекунда тоже, даже планковский размер времени имеет значение только для современного состояния науки, подлинное же сейчас непротяженно, безразмерно, а потому абсолютно конкретно. И как время состоит из бесконечного числа «сейчас», так бытие — это бесконечное число «духов»-индивидуальностей, проявляющихся то по-человечески, то множеством иных способов, но ни в коем случае не исчерпывающихся в этих проявлениях, а потому никогда не теряющих свою свободу и возможность бесконечно совершенствоваться.
Subscribe

  • Самая страшная антиутопия XX века

    Между прочим, самая страшная антиутопия XX века — это не "Мы", не "1984" и даже не "451 по Фаренгейту". Это история об эксах, придуманная Сигизмундом…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments