Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:
  • Music:

Видно, в понедельник нас мама родила...

В наследие от христианства нам достались две большие идеи: апокалипсис (конец света, но точнее reload) и апокатастазис (воскресение всех мертвых). Логически они связаны, но могут мыслиться и поодиночке. Например, Федоров представлял апокатастазис без апокалипсиса. Сегодня в массовом сознании наоборот — торжествует один апокалипсис. И вполне понятно почему. Если для древних и то и другое было в равной степени деянием бога, то нам известны и естественные причины конца света: космические (астероид, взрыв близкой сверхновой), антропогенные (ядерная война, экологический коллапс). Конец света на поверхности, если угодно, на повестке дня; воскресение же по-прежнему дело далеких эпох и трансцендентных сил. Правильно ли, однако, забывать о нем даже в смутных грезах, даже в утопических прожектах?

Популярный в массовой культуре образ зомби есть предельное выражение антивоскресения: там мертвые становятся живыми, здесь живые становятся мертвыми. Такое омертвение человечества можно связать, с одной стороны, с культом техники (мертвой и потому мертвящей), с другой — с забвением самой идеи апокатастазиса. Словно в нашем духовном календаре исчезло воскресенье и длится вечный понедельник. Кстати, это противопоставление существует и в европейских языках: Sunday, Sonntag — солнечный день, Monday, Montag — лунный день, попросту ночь. Тотальная ночь — характерная черта нашей эпохи апокалипсиса без апокатастазиса, конца без нового начала.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments