Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Происхождение видов vs. Дон Кихот

Ширится и множится мнение, что просвещенному человеку читать художественную литературу незачем. Другое дело, книги по физике, биологии, истории — они расширяют кругозор, способствуют познанию мира, формированию собственного мировоззрения. Что по сравнению с этим значат фантазии каких-то литераторов, которые к тому же, возможно, жили давно и явно знали меньше нашего! Некий господин уверял меня, что "Происхождение видов" стоит всех романов мира, вместе взятых.



На это есть два существенных возражения.

Первое. Если и можно говорить о познании применительно к художественному творчеству, то это никак не познание мира — но познание нашего отношения к миру. Это познание самого познающего — а еще чувствующего, творящего, живущего. Можно сказать, что наука познает мир — и человека как часть его. Искусство же познает человека — и мир как часть его. Сходятся они, стало быть, лишь на человеке — и только. Но даже это схождение — формальное. Ведь науку человек интересует как родовое существо, а искусство — как индивидуальная личность, не сводимая к людской природе, к биологическим, историческим, социальным и прочим аспектам. Иными словами, человек для искусства это всегда конкретный Иван Денисович или Анна Аркадьевна — во всей своей неописуемой полноте и ненаучной непостижимости. Читать художественную литературу значит погружаться в бездны человеческой личности, ничуть не уступающие по глубине безднам вселенной (желающие тут могут вспомнить изречение Канта).

И второе. Любая читаемая книга — это не просто информация, но прежде всего определенный жизненный опыт. (Надо сказать, наш век помешался на информации и хочет видеть вокруг только ее). В этом смысле нет принципиального отличия между "Происхождением видов" и "Дон Кихотом". И одна, и другая по прочтении необратимо меняют человека, способствуют его саморазвитию и совершенствованию. Впрочем, большие книги меняют и мир: человечество до "Дон Кихота" отличается от человечества после "Дон Кихота" — книга Сервантеса сама становится историческим событием, наравне с открытием Америки Колумбом или Вестфальским миром. Причем в событиях Тридцатилетней войны нам лично поучаствовать невозможно, а вот в событие рыцаря Ламанчского вход до сих пор открыт — стоит только взять с полки книгу. Читая ее, мы не получаем информацию о похождениях некоего хитроумного идальго, не представляем себе Испанию XVI века, но проживаем судьбу Дон Кихота, проживаем свою жизнь как обогащенную донкихотским опытом, который тем самым становится нашим личным и неотъемлемым. И в этом, в том числе, причина того, почему нам все еще интересны произведения Сервантеса и Боккаччо, в отличие от трактатов Гарвея и Гюйгенса, имеющих лишь исторический интерес.
Subscribe

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…

  • Семеро против бытия

    На Горьком - моя рецензия на экзистенциальный роман шведского писателя Стига Дагермана "Остров обреченных" Рассказывают, что знаменитый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…

  • Семеро против бытия

    На Горьком - моя рецензия на экзистенциальный роман шведского писателя Стига Дагермана "Остров обреченных" Рассказывают, что знаменитый…