Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Utopische Bildung v.1.0b

С образованием у нас катастрофа. У нас - имею ввиду у землян. И дело не в частностях - с окормлением студиозусов всякими прикладными и точными науками более-менее справляемся. Но вот по части того, что немцы называют Bildung – образование духа, воспитание человека – с этим, повторяю, кисло. Печально смотреть, как выпускники ВУЗов меняют парты аудиторий на прилавки всяких макдональдсов и евросетей – там их познания конечно же нужнее всего. Ах, и познаний-то особых нет? Разумеется, откуда во вчерашнем школяре, гонявшем голубей по двору (условно), возьмется тяга к знаниям и умение их критично и органично усваивать? Откуда вообще берется в некоторых людях рассудительность, деликатность, незашоренность и непредвзятость, богатство языка и чувств, эрудированность и любознательность? Ясно, что от воспитания, только зачастую фрагментарного, спонтанного и самостоятельного. Государство же принять в этом участие и придать такому воспитанию массовый характер не желает никак. Расу никто не образовывает. Евгеника позабыта. Après nous le déluge — «после нас потоп» – девиз современного человека и тем более политика.

В моей версии utopische Bildung всякому сциентистскому образованию предшествует полноценная стадия образования антропологического. Классические изящные искусства: логика (искусство правильно рассуждать), риторика (искусство убедительно излагать), музыка (искусство наслаждаться возвышенным) – дополнят критика (искусство критически воспринимать), история (искусство учиться у прошлого), танец (искусство владеть своим телом) и медитация (искусство духовного самосозидания). Эти семь новых artes liberales – фундамент всякого последующего специализированного образования и/или свободного творчества. Но даже овладение этими искусствами в совершенстве homo nuovo еще не создаст. Вслед за Lehrjahre должны последовать Wanderjahre, годы странствий. Каждый молодой человек (девушек пока не касаюсь) отправится в кругосветное, как минимум годичное путешествие, маршрут которого он выберет сам из некоторого количества предложенных. В средствах он будет почти неограничен, совершая разрешенные оплаты через специальную карточку. Наличных денег у него не будет. Вообще, к деньгам необходимо с младенчества прививать разумное отвращение, которое было когда-то у подлинных аристократов.
Наконец, по возвращению к нему будет приставлен опытнейший педагог, который должен в непринужденном общении где-нибудь в уединенной горной хижине раскрыть все задатки и интересы "нового человека". И совместно выработать стратегию их наилучшего применения. Затем последуют профильные курсы, максимально сопряженные с практикой и опытным применением. И вот, годам к тридцати, общество получит разностороннего, интеллектуального, талантливого профессионала, который, трудясь и совершенствуясь себе в радость, принесет ему куда больше пользы, чем все нынешние менеджеры, вместе взятые. Впрочем, что называть пользой, обществом и т.п., решится опять-таки в среде этих "новых людей" и никак не раньше. До тех пор лишь извращенные и утилитарные толкования имеют вес и ценность среди необразованных людей. То есть, среди нас с вами...
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments