Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

О новых романах Пелевина и Крусанова критическое

Пелевин довольно туповато сцукербринил. Все помнят его гениальную метафору, что "лучше быть клоуном у пидорасов, чем пидорасом у клоунов". Пелевину она, по-видимому, так нравится, что он решил ее "экранизировать" в полном метре. И если в романе описаны в основном "пидорасы у клоунов", то кто же тот удачный "клоун у пидорасов"? Уж не на себя ли тянет тогу Виктор Олегович? Право же, стоило так надрываться. Прошлогодный "Смотритель" "смотрится" теперь на этом фоне чуть ли не "Войной и миром". В итоге и гаек в сюжете прилично недокрутил, и финал эпически слил, и финансовыми лекциями зевоту нагнал. Побеждает Пелевина-буддиста Пелевин-каббалист, похоже, окончательно — причем каббалист самого низкого, цыганского пошиба, эдакий таротчик, который мечет перед непритязательным читтателем броские знакомые картинки: "Украина", "Америка", "геи", "вата", "доллар", "масоны", "урки" — только успевай узнавать да головой соглашаться. Но не той головой, в которой мозги, а той, на которой шляпа. Хочется, однако, пищи для мозгов, а не для шляпы...

У Крусанова другая проблема. Лучшее — враг хорошего. Его работа над стилем стала столь самодовлеюща, что привела к комическому результату: чуть ли не вся книга написана пятистопным ямбом. В поэзии это классика, в прозе, увы, Васисуалий. С идеями, наоборот, недород. "Смена человечества" — хорошо, дерзко и красиво, однако причем здесь Путин, заваливающий страну помидорами и сыром? Что за ватный, прости Всевидящий Глаз, дискурс? Неужто Крусанов, ведя сознательную речь от лица своего всегдашнего героя — петербургского интеллигента, бессознательно рядится в переплет alter ego — стукнутого в детстве идиота, знающего "как должно быть"? Такая достоевщина — новое и чужеродное в его творчестве. Да и не тянет он на Федора Михайловича — легковесен. А потому в итоге ямбом лишь повеселил, финал слил и переплетными лекциями зевоту нагнал. Вот такие у нас нынче заики-прозаики...
Subscribe

  • Самая страшная антиутопия XX века

    Между прочим, самая страшная антиутопия XX века — это не "Мы", не "1984" и даже не "451 по Фаренгейту". Это история об эксах, придуманная Сигизмундом…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Самая страшная антиутопия XX века

    Между прочим, самая страшная антиутопия XX века — это не "Мы", не "1984" и даже не "451 по Фаренгейту". Это история об эксах, придуманная Сигизмундом…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…