Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

О нумерологии древних

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает всю тьму вещей.

Эта знаменитая "космологическая" строка из "Дао-дэ цзин" показывает, как в сознании древнего китайца разворачивался мир — от единого к многому. Дао — предъединая потенциальность — "пустота пустоты" — рождает явленное единое — творческий принцип. Из единого творится диада противоположных начал (инь/ян), которые, в свою очередь, с помощью космического дыхания ци дают бытие всему сущему.

Интересно, что у древних египтян была еще более изощренная нумерология, лишь несколько зашифрованная в именах богов. Так, из предвечного, предъединого океана-Нуна выходит единственный Атум, создатель вселенной. Он порождает двоицу — Шу и Тефнут, также олицетворявших космические принципы: жизни и истины (анх/маат). А эти, в свою очередь, опять производят двоицу — Геба и Нут! Казалось бы, зачем это удвоение двоичной ступени? Однако тут египтяне демонстрируют более тонкую диалектику, чем китайцы. Принцип Шу/Тефнут — это еще диада неразличенная, в которой первоначальное единство превосходит тягу к разделенности. Поэтому близнецов Шу/Тефнут называли одним словом рути — чета львов (Тефен — другое имя Шу). А вот диада Геб/Нут уже радикально разделена, противопоставлена как земля и небо. Видимо, египтяне отлично понимали, сколь сложен переход от трансцендентного единого к феноменальному множеству — одной двойки здесь явно недостаточно.

Далее диада Геб/Нут порождает четверицу Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды — очевидную множественность, дополнительно олицетворяемую разодранным на 14 частей Осирисом. На уровне множественности явленного мира первичный творческий принцип гаснет и деградирует (гностический мотив). Осирис гибнет, Сет и Нефтида бесплодны, и только Исиде от мертвого уже Осириса удается породить Гора — запечатывающего прежнюю Девятерицу богов и замыкающего космический круг путем возвращения и отождествления с Атумом. 10=01.
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments