Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Мистик-тиран Эхнатон

В прекрасной книжке "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации" Ян Ассман показывает, как во время Нового царства (16—11 века) традиционная "общинная" религия египтян (включавшая три "измерения близости к богу": культ, космос, миф) переосмысливается в пользу нового, "четвертого измерения": личного благочестия. Теперь бог не доступен по умолчанию для человека, пришедшего в храм, читающего тексты или глядящего на солнце; нужно вначале "впустить его в свое сердце", осознанно выбрать, услышать, почувствовать духовную связь. Для того, кто не сделал всего этого, бог сокрыт, молчит, недоступен. Яркое тому доказательство — оракул Амона, впервые в египетской истории данный царице Хатшепсут и явивший волю бога вопреки обычному течению ритуала. Теперь Амон это "Бог Жизни, говорящий бог, бог, который вершит суд и выслушивает людей, отдает распоряжения, выносит приговоры, принимает решения; бог сознания и, следовательно, бог этики; личный бог и, следовательно, бог личного благочестия и личного выбора". (Сдается мне, евреи у египтян украли не только одежду и украшения).

Однако Амарнскую религию Ассман считает шагом назад, "попыткой ликвидировать уже достигнутый сдвиг к индивидуализации сознания и низвести человеческую личность — в ее отношениях с Богом — до уровня коллективной идентичности всех живых созданий". Атон кажется ему молчащим богом, абсолютизацией одного лишь традиционного измерения: космического. Я же вижу в реформах Эхнатона прежде всего триумф (но и трагедию) именно этого нового "личного благочестия", которое у юного фараона проявилось с такой силой и страстью, что он не пожелал его ни с кем разделить. Атон это личный бог Эхнатона, гимны Атону это личные молитвы царя. Ему были не нужны никакие посредники в виде жрецов и теологов, ибо кто лучше сына знает своего божественного отца? "Ты в моем сердце и нет другого, который познал бы тебя, кроме твоего сына", такова формула личного благочестия фараона-реформатора. А что касается всех остальных людей за пределами узкого круга Эхнатона, то лучше их к Истине не подпускать: не поймут ничего, извратят, осквернят, профанируют. Пусть молятся только царю, а он уже сам разберется, что передавать "наверх", а что отмести в сторону.

Конечно, личные особенности самого Эхнатона, его воспитание, мистический опыт, предопределили характер нового культа, ту самую натурфилософию, которую отмечает Ассман, говоря что "если бы амарнская религия победила, следовало бы скорее ожидать появления Фалеса, нежели Моисея". Мне кажется, "Фалесом" уже был сам Эхнатон. В основу мира им был положен свет (или, говоря мифологически, "насыщенный светом-Ра воздух-Шу"). Это ничем не хуже воды Фалеса или воздуха Анаксимена. Солнечный диск Атона — лишь зримое проявление этого света, источник в его максимальной концентрации, но именно свет пронизывает весь мир и наделяет его жизненной силой. Для Эхнатона это было, по-видимому, настолько лично и глубоко прочувствованной Истиной, что перед ней разом побледнели все прочие "рассказы о богах", обряды и ритуалы. После такого "просветления" он и думать ни о чем не мог, кроме своей великой любви к Атону, потому-то забросил прочие царские обязанности, например внешнюю политику.

Кстати, косвенным свидетельством личной просветленности царя могут служить два весьма разных его образа, выраженные в амарнских статуях. На одних он изображен вполне себе "по-человечески", с мягкими чертами лица, на других — "нечеловечески", с искаженными пропорциями и инопланетным видом. Основываясь на втором образе, высказывались предположения, что Эхнатон был жутко болен (чуть ли не синдром Марфана), что не подтвердилось анализом его мумии. Надо полагать, что первый образ и есть истинный образ человека-фараона, а второй — его божественный вид, что-то вроде просветленного духа Ах (учитывая, что Эхнатон=Ах-ен-атон=Действенный-дух-Атона). Конечно, сегодня мы скорее назвали бы просветленным "мягкого" Эхнатона, но не надо забывать, что перед нами великий царь и сын Бога, чье просветление не чета простолюдинам.



Я бы сравнил Эхнатона с русским царем Алексеем Михайловичем, который был также настолько озабочен личным благочестием, что за свою политическую пассивность получил от историков прозвище "Тишайшего", зато в религиозном плане стал инициатором великого обновления и раскола русской церкви. Алексей, в отличие от Эхнатона, выиграл и утвердил свое личное благочестие как общественное; несогласные были гонимы под именем старообрядцев. Эхнатон, в отличие от Алексея, проиграл и был проклят как еретик и отступник; но внимание к измерению личного благочестия в Египте никуда не делось, лишь перестало принимать слишком утрированные и искаженные формы. Проиграл не мистик, но тиран, посчитавший себя правомерным указывать другим, во что и насколько верить, каких богов и насколько "впускать в свое сердце".

P.S. И в заключение ни к чему не обязывающая цитата из Ницше:

Самый сильный человек, человек-созидатель, по идее должен быть самым злым, поскольку он осуществляет, насаждает свой идеал среди остальных людей наперекор всем их идеалам и переделывает их по своему образу и подобию.
Subscribe

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Китайцы о европейской культуре

    Путешествуя по старому Китаю в 1907 году, будущий знаменитый академик Василий Михайлович Алексеев сделал массу метких и любопытных наблюдений. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Китайцы о европейской культуре

    Путешествуя по старому Китаю в 1907 году, будущий знаменитый академик Василий Михайлович Алексеев сделал массу метких и любопытных наблюдений. В…