Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

В лучах сознанья

В поистине безумной книжке "Космос. Материалистическая онтология" Мишель Онфре ополчается на иудео-христианское отношение к животным как к слугам и рабам, власть над которыми освящена Богом, — отношение, вдобавок философски подкрепленное картезианством с его представлением о животных как машинах, только имитирующих страдание и боль. Антитезисом выступает дарвинизм с его различием между человеком и животным не по природе, а лишь по степени. На реплику Бентама "Не в том вопрос, могут ли они думать? Не в том, могут ли они разговаривать? А в том, могут ли они страдать?" Онфре отвечает настолько безусловно утвердительно, что даже неловко спрашивать, а нет ли каких-нибудь степеней и здесь? По мнению Онфре, животные куда этичнее людей: они не лгут, не убивают ради садистского удовольствия, не порабощают себе подобных... Нам многому чему стоит у них поучиться!

Но провозгласив новый суфражизм в защиту прав животных, признав, что животных "нельзя есть", что вегетарианство и веганизм в принципе правы, наш бравый философ тут же дает задний ход, признаваясь, что сам-то он вегетарианец лишь "верующий, но не практикующий". Нет, себе он не покупает мяса в магазинах, но ест его, когда угощают его или угощает сам. Это несколько раз произнесенное полуоправдание можно было бы и пропустить (даже похвалить: вот, сделал человек маленький шажок в сторону своего идеала, глядишь, скоро и следующий сделает), если бы не вдруг взявшиеся и весьма абсурдные аргументы в пользу "онтологической невозможности" веганизма! Якобы последовательный веганизм приведет к тому, что животные расплодятся сверх меры и — ни много ни мало — погубят все человечество! Поэтому, мол, ни вегетарианство, ни веганизм, а только некоторая "воздержанность в мясной пище" (modus vivendi самого автора) и есть наилучшее решение проблемы.

Я не знаю, какого веганского монстра себе Онфре придумал, но перед человечеством явно стоят более серьезные проблемы, чем страх перед топчущими мегаполисы легионами буренок. Никакой веганизм не призывает сложить руки, глядя как к тебе подползает ядовитая змея. Человек давно захватил всю планету, поэтому речь может идти только о том или ином количестве животных резерваций, национальных парков, в которых звериную численность легко регулировать вполне разумными и естественными мерами. Вообще, судить о чем-либо на основании чрезмерной его радикализации — типичная софистика (в коей, кстати, Онфре любит упрекать своих оппонентов). Нам не нужен "радикальный веганизм" — но продуманная политика минимизации вреда, наносимого природе, и страданий, причиняемым животным, совместно с посильной им помощью. Как ни крути, но природа это, по словам поэта, "вековечная давильня", и сделать ее "полной ума" может только человек. Только ему выбирать, вечно оставаться хищником среди хищников или стать подлинным хозяином Эдема.

Да, человек есть башня птиц,
Зверей вместилище лохматых,
В его лице - миллионы лиц
Четвероногих и крылатых.
И много в нем живет зверей,
И много рыб со дна морей,
Но все они в лучах сознанья
Большого мозга строят зданье.
Сквозь рты, желудки, пищеводы,
Через кишечную тюрьму
Лежит центральный путь природы
К благословенному уму.
(Н. Заболоцкий)
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments