Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

Судьба Фосетта


Фосетт в 1911

Еще в шестидесятые на русском вышла замечательная книжка "Неоконченное путешествие" о британском исследователе Амазонки Перси Фосетте, неутомимом искателе "потерянного города Z". Она и сегодня читается поинтереснее "Печальных тропиков"... Гигантские анаконды, гнус размером с пылинку, от которого не спасают даже москитные сетки, таинственная болезнь, заставляющая людей вместо нормальной пищи грызть землю и умирать со вздувшимся животом в страшных муках, летучие вампиры, от чьих укусов просыпаешься в луже собственной крови... И разумеется, индейцы-каннибалы, поедающие своих умерших соплеменников, потому что это а) гигиенично, б) питательно, в) проявление уважения к ним.

Конечно, я не мог пройти мимо недавно вышедшего фильма "Затерянный город Z" и был жестоко разочарован. Даже не отсутствием всех этих ярких деталей, но прежде всего тем, что сделали из главного героя. Живой, пусть ошибающийся, но увлеченный и яркий персонаж, настоящий сын своего века, стал безликой агиткой на тему расовой политкорректности. В фильме Фосетт ищет остатки древней цивилизации индейцев, чтобы доказать их, ну, нормальность что ли, "цивилизационную пригодность". Цель, несомненно, похвальная, только совершенно неверная.

На самом деле Фосетт был одержим поисками следов... Атлантиды. Он был уверен, что люди с погибшего континента поселились в Южной Америке и построили дивные города с арочными сводами и великолепными статуями, описание которых он нашел в одном старинном манускрипте. Поэтому он, без всякой лишней толерантности, делил всех индейцев на два расово различных типа: т. н. "белые индейцы", потомки тех самых атлантов, сильно деградировавшие, но сохранившие следы былого величия; и "черные индейцы", негроидные дикари, "издающие острый запах псины", которые никогда не были цивилизованными и лишь сейчас могут быть окультурены. В реальности эти типы, конечно, давно перемешались, но Фосетт описал и их чистые разновидности: с одной стороны, индейцев "с белой кожей, рыжими волосами и голубыми глазами", с другой, "ужасающих обезьянолюдей", из всех слов знающих только «юф-юф!». Видел ли он все это, бог весть, однако верил, несомненно.

Не меньше чем в топографию — свое прямое занятие в лесах Амазонии, он верил и в психометрию, с помощью которой один медиум довольно подробно описал прошлое загадочной статуэтки, хранившейся у Фосетта. «Кара Атладты будет судьбой всех, кто осмелится обожествлять власть!» — такое проклятие, по словам психометриста, было наложено прежним владельцем статуэтки, верховным жрецом атлантов, на будущий род человечий. И это тоже яркий штрих эпохи первой четверти двадцатого века, когда даже члены Королевского географического общества могли начинать свои официальные записи с результатов медиумических сеансов. Разумеется, всего этого в фильме нет. Ведь тогда Фосетт из героического борца за права человека превратился бы в странного чудика с подозрительно-устаревшими взглядами, отдавшего жизнь за эзотерические фантазии. Вот только реальные люди не вмещаются в голливудские клише — к несчастью для зрителей, к счастью для читателей...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments