Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Снились ли Юнгу роботы-трансформеры?

Предыдущая тема о снах навела меня на такую мысль. Всем известно, что психоанализ 20 века придавал исключительное значение снам. Фрейд видел в них результат подавления преимущественно сексуальных желаний раннего детства, Юнг — проекцию коллективного бессознательного. Последний особенно отмечал архетипичность сновидений: образы, являвшиеся во сне самым разным людям, демонстрировали поразительное сходство с образами мировой литературы, религиозных традиций и мифологических систем. Мне кажется, для верного понимания этого феномена нужно учитывать принципиальную литературоцентричность человечества вплоть до конца 20 века.

Откуда вообще человек получает образы? Из внешнего мира, конечно, но это слишком бедный канал. Поэтому большая часть образов приходит из мира культурного, который до недавних пор был преимущественно текстовым. Когда человек читает или слушает книгу (рассказ, проповедь), он "переводит" словесную информацию в образы, которые откладываются где-то в бессознательной памяти. Не удивительно, что в общем они оказываются сходны. Видимо, есть не так уж много алгоритмов и паттернов, которые задействованы при таком "переводе".

Иное дело наш современник, чье воображение напрочь испорчено перепрошито кинематографом. Образы, генерируемые кино, неизмеримо мощнее литературных, намного навязчивее и устойчивее. При том что они достаются нашему воображению практически даром, ему не нужно корпеть над "переводом" прихотливого слова. Не удивительно, что сегодняшние сны — это воспроизведение прежде всего образов кино, а не литературы, причем, так сказать, в сыром виде, почти без обработки. Это, полагаю, сильно смущает сегодняшних психоаналитиков. Расчистить эти Авгиевы конюшни по силу разве что новому Юнгу. Да и останется ли в итоге хоть что-то достойное?

Тут можно возразить, что нашим предкам были известны картины и прочие изображения, выступавшие как бы аналогами кино. Увы, нет. Кино прежде всего динамично, потому воздействует на воображение много сильнее любых эпических полотен. Уже много написано о т. н. клиповом мышлении и визуальной революции 21 века. Сны — точный барометр этих перемен. Это не значит, что Юнг был неправ — это значит, что и его теории — продукт своего времени, из которого человечество выросло, как вырастает из любых штанишек, сколько ему их ни шей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments