Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Что такое теология и зачем она нужна сегодня?

Многие даже серьёзные учёные не понимают, зачем нужна теология, особенно в системе академических наук. Это происходит оттого, что они вообще смутно представляют, что такое современная теология. В их воображении, видимо, тут же возникают образы толстых «батюшек», которые назидательно вещают «с амвона» о шести днях творения, хождении по воде, воскрешении из мертвых и тому подобных старомодных фокусах. Возможно, и сейчас существуют такие горе-«богословы», как существуют различные фрики от физики, лингвистики, истории. Но надо понимать, что это просто неумные, ограниченные, отсталые, а то и откровенно двуличные люди, которые к подлинной науке не имеют никакого отношения. О них нужно полностью забыть и иметь дело только с настоящими теологами.

О чём же говорят теологи сегодня? Прежде всего о собственном религиозном опыте. О глубоко внутреннем опыте осмысления таких понятий, как сакральное и трансцендентное, о переживании чувства веры, о своей личной встрече с тем, что носит лишь условное имя «Бог». Повторяю: речь идёт исключительно о внутреннем опыте, который как таковой имеет абсолютную достоверность и не требует внешнего подтверждения. В этом теологи становятся близки к мистикам, с той лишь разницей, что на Западе теология традиционно отличается от мистики большей рациональностью и предназначена большинству, не имеющему вообще никакого мистического опыта, тогда как на Востоке они традиционно же нераздельны, так как там получение базового мистического опыта организовано значительно проще и органичнее.

Но зачем вообще нам нужен этот их опыт? Сейчас, в эпоху НТП, подъёма (а может, и падения?) в сингулярность? Именно сейчас он больше всего нужен! Этот опыт проникает в самые недра человеческого сознания и бессознательного, он рассказывает нам нечто крайне важное о человеке как таковом, которое, во-первых, не сводимо к данным других научных свидетельств, а во-вторых, опосредовано тысячелетиями непрерывной реактуализации. Человечество выросло с этим опытом и на этом опыте, оно впитало его в свою природу и сделало его частью этой природы, так что теперь любая работа с нашей природой, то есть по сути любая серьёзная работа над собой без учёта этого опыта поверхностна, ошибочна и опасна. Без полноценного изучения и освоения этого опыта мы рискуем не(до)понять самих себя, а значит не вписаться в следующий поворот НТП и бесславно сгинуть в чёрной дыре сингулярности. Как вот в романах Питера Уоттса.

Когда я говорю, что религиозный опыт не сводим к данным других наук, я имею в виду, конечно же, в первую очередь религиеведение. Оно качественно отличается от теологии тем, что не требует от исследователя иметь личный религиозный опыт, а если таковое редко случается, то не приветствует его в своём дискурсе. Складывается любопытная ситуация: во многом опираясь на этот опыт, анализируя тысячи его древних и современных свидетельств, религиеведение чурается привнесения личного опыта — ну, как если бы физики имели право анализировать результаты чужих трудов, но не дай бог сослаться на собственный эксперимент! Впрочем, понятно почему. Эксперимент физика должен подлежать независимой перепроверке, тогда как глубоко внутренний религиозный опыт настолько же уникален, насколько уникален человек, его испытывающий. Но этим-то он и ценен.

Теология как любая опытная наука прежде всего даёт нам «сырой материал» о человеке. В этом она подобна глубинной психологии, антропологии, исследованиям творчества и когнитивным наукам. Все они нужны, чтобы создать целостную картину, или даже объёмную «карту» человека. Даже если кто-то считает, что сегодня когнитивные науки дают больше знаний о человеке, это ещё не повод принимать теологию за падчерицу. Пирамида знаний всегда шире у основания, зато её верхушка много важнее, так как помещается в самое главное, сущностное, в то, где человек гораздо ближе к надчеловеческому, нежели к животному в себе началу. Изучая свою животную, биологическую природу, мы ни в коем случае не должны забывать о том, что является полной её противоположностью, даже если эта противоположность существует только в пространстве индивидуального опыта. Ибо и так она неоспоримо существует.

И последнее. Теология не была бы полновесной наукой о человеке, если бы оставалась лишь подносчиком снарядов. Но это не так. Современный теолог вполне компетентен в серьёзном анализе собственного религиозного опыта и встраивании его в общекультурный контекст. Современная теология открыта сомнению и поиску, она приветствует новые идеи и старается идти в ногу с современным человеком. Например, христианские теологи уже давно отказались от представлений о Боге классического теизма (как личности, causa sui и проч.) (Тиллих), от авторитета Библии (Бруннер), от всякой потусторонней и внечеловеческой божественности (Альтицер). Вместо этого они развивают идеи «Бога за Богом», «нерелигиозного христианства» и «атеистической теологии». Кое в чём эти попытки преодолевают даже привязанность к конкретной традиции, выходя на вне- и надконфессиональный уровень. Таким образом, своей дискурсивностью теология граничит с философией, погружением в человеческие глубины — с психологией, анализом первоисточников опыта — с филологией (не случайно герменевтика вышла именно из теологии), в целом же занимая уникальное место, так как уникален её собственный предмет — «Бог» в сердцевине человеческого опыта, «человек», устремляющийся за пределы наличного и объективного.
Subscribe

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…

  • Семеро против бытия

    На Горьком - моя рецензия на экзистенциальный роман шведского писателя Стига Дагермана "Остров обреченных" Рассказывают, что знаменитый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…

  • Семеро против бытия

    На Горьком - моя рецензия на экзистенциальный роман шведского писателя Стига Дагермана "Остров обреченных" Рассказывают, что знаменитый…