Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Отцы и дети

Когда объясняют, почему так упала рождаемость в современном западном обществе, обычно говорят о том, как много нынче способов доступного времяпрепровождения: путешествия, саморазвитие, общение. Не до детей. Однако это не настоящая причина, так как само требует объяснения. Подлинные причины кроются в той революции, что совершила эпоха модерна, радикально порвав с традиционными установками. В традиционном обществе от сыновей требовалось продолжить дело отца, тем самым проявив к нему уважение и отблагодарив за рождение и воспитание. Модерн поставил под сомнение эту традицию, как и многие другие. Бунт детей стал не только возможным — он стал бонтоном (тот есть правильным поведением). Для современных сыновей следовать заветам отцов — значит идти путем безнадежно устаревшим, конформистским, "стремным". Отрицать же этот путь — и значит быть в полном смысле современным, модернистским. Но раз ты вырос, сформировался на почве бунта против отца, ты понимаешь, что тебя ждет подобное же неизбежное отрицание со стороны твоих будущих детей. Это подогревает сомнения в пользу их рождения вообще.

Более глубокий аспект этой же проблемы — тот удивительный для прежних эпох факт, что в модерне лучшим временем человека становится юность, молодость. В традиционных обществах юности как таковой вообще не существовало. Сначала человек был ребенком, принадлежащим женской половине, затем краткий, но очень важный миг инициации — и вот он уже полноценный взрослый, учащийся взрослой мудрости у стариков — настоящих героев традиции. Средневековые университеты несколько растянули во времени этот переходный этап, но всякая студенческая вольность неизменно заканчивалась за порогом альма матер. Там был только серьезный взрослый мир. И лишь модерн, в поисках наиболее вольнодумных, всегда готовых к бунту союзников, обратил внимание на молодость, восславил ее и возвел в культ. Отныне быть молодым — и означало быть на передовой мира, в его лучших рядах. Настоящая (то есть современная, модернистская) жизнь уже не заканчивается со студенчеством, но продолжается все дальше и дальше — до тридцати, сорока, пятидесяти? Современный человек решительно противится своему переходу во взрослое — то есть заведомо устаревшее, стремное — состояние. Тем самым он как можно дальше оттягивает и момент рождения собственного ребенка, который автоматически переведет своего отца в положение устаревшего, а значит проигравшего. Устаревшим же и проигравшим в наше помешанное на успехе время быть не хочет никто...
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…