Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

Погибло ли искусство?

Когда Оскар Уайльд написал, что жизнь подражает искусству, многие сочли (и продолжают считать) это высказывание странным, чересчур экстравагантным и, разумеется, неверным. Однако странно как раз наоборот. Почти всю свою историю человечество только тем и занималось, что подражала тому, что само же и создало: мифам, религиозным заветам, сказаниям о героях и святых. В средние века даже наблюдения за животными были призваны сообщить нам что-то не о животных, но о людях, чьи многочисленные пороки и добродетели эти животные символизировали. Конечно, в те времена люди не считали, что их священные тексты и образы — это искусство, но чем еще они были, как не искусством — то есть чем-то выдуманным, искусственным? Уайльд просто назвал вещи своими именами.

Когда же деятели эпохи Просвещения расколдовали мир, они по сути провели болезненную хирургическую операцию, лоботомию, в результате которой впервые появились разделенные и (якобы) автономные искусство и жизнь как таковые, тут же вступившие в ревностное соперничество за право влиять на лоботомированного и потому уже мало что соображающего новоевропейского субъекта. Расщепленное мировое древо густо заветвилось: романтизм — реализм, фантасмагория — натурализм, сюрреализм — психологизм и т. д. Первичность жизненных установок подкреплялась успехами покоряющих эту жизнь наук, искусство огрызалось, почти без боя сдавая позиции и отступая в мрачные закоулки абсурда, безвкусицы, осознанной непрактичности, нарочитого сумбура. В каковом гетто мы сейчас его и наблюдаем.

Итак, жизнь отомстила искусству за века унижения и подражания. Стали ли мы счастливее? Нечувствительнее точно. Грубее, проще, циничнее. Что ныне заставляет трепетать наше сердце? Только состояние нашего банковского счёта. Искусство? Ну мы же знаем, как оно сделано! (тут нужно обязательно подмигнуть). Подражать в своей жизни кому-то из литературных героев? Да за кого вы меня принимаете! (побольше справедливого негодования). Ну, в детстве да, бывало (смахнуть слезинку ностальгии). Индейцы-следопыты, всё такое. Искусство — оно для детей. Ну, или для тех, кто в детство ещё не наигрался. Мир принадлежит реалистам. И до тех пор, пока это правда, забудьте о ренессансе искусства — очень может быть, навсегда.
Subscribe

  • Самая страшная антиутопия XX века

    Между прочим, самая страшная антиутопия XX века — это не "Мы", не "1984" и даже не "451 по Фаренгейту". Это история об эксах, придуманная Сигизмундом…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments