Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

Конец конца истории

В вышедшей в 2013 году книге "Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна" немецкий культуролог Алейда Ассман, в числе прочего, высказывает мысль о том, как сегодня меняется отношение человечества к своей истории. В классическую и уже ушедшую эпоху Модерна (1760-е — 1980-е) прошлое было вотчиной профессиональных историков (ну, и властей, их ангажирующих) — их "методы обращения к прошлому", их, стало быть, оценки и суждения "считались единственно возможными", единственно правильными. С девяностых годов прошлого века такая монополия подверглась ревизии в пользу более плюралистичного (постмодернистского) подхода. Теперь равное право на прошлое признается и за различными общественными и социальными структурами, которые таким образом выстраивают (и даже завоевывают) свою "коллективную идентичность". Что мы сейчас и видим на примере американских протестов.

Конечно, наивно предполагать, будто новый, "народный" подход к прошлому будет столь же деликатным, терпеливым и созерцательным, как классический академический. Интерес к истории просыпается в массах вовсе не для того, чтобы они читали о ней в книгах и писали собственные — писать (и переписывать) историю они предпочитают лозунгами, погромами и эскалациями. То, что это ведет к росту конфронтации в локальном обществе — уже не только на основе разного отношения к будущему, но и к прошлому — понятно, куда интереснее разрыв в обществе глобальном, общемировом. Три последних столетия человеческая цивилизация знала два типа общества — традиционное и модернистское, конфликты между которыми составляли важную часть мировой истории. Теперь появляется третий тип общества — постмодернистское. Это прежде всего Пост-Америка и Пост-Европа. Наряду с ними сохраняются и даже крепнут общества модернистские (Китай) и традиционные (Ислам). Очевидно, что три столь разных игрока (вместо двух) сделают наше будущее еще более непредсказуемым и взрывоопасным. Фукуямовский "конец истории" отменяется едва начавшись. То ли еще будет, господа телезрители...
Subscribe

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Китайцы о европейской культуре

    Путешествуя по старому Китаю в 1907 году, будущий знаменитый академик Василий Михайлович Алексеев сделал массу метких и любопытных наблюдений. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments