Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

Перечитывая раннего Пелевина

подметил кое-что любопытное.

Виктор Олегович, оказывается, удивительный оптимист. Практически всего его произведения заканчиваются на позитивной ноте, по существу хэппи-эндом, а главные герои обязательно достигают чего-то лучшего и подлинного. Затворник и Шестипалый спасаются из птицефабрики и улетают в закат, Андрей сходит с «Желтой стрелы» в новый мир, верволк поневоле находит новых друзей и свою истинную сущность, сарай номер 12 перерождается в велосипед, о котором мечтал, даже карикатурно-сорокинский американский шпион из «Дня бульдозериста» вспоминает, кто он такой, и возвращается домой… И эти примеры можно множить, вплоть до последнего романа с вполне счастливой девушкой Сашей, после ряда приключений перезагружающей мир. Возможно, некоторые его вещи получились бы сильнее, если бы, согласно канонам античных трагедий, герой погибал (или, по крайней мере, терпел фатальную неудачу) в схватке с миром, не желающим запросто так делиться с кем-либо своей истиной. Пелевин, однако, этот прием игнорирует. Почему?

У меня есть два объяснения. Первое – психологическое. Пелевин так любит своих героев и столь многое им отдает своего, что убить их равносильно самоубийству. Неслучайно в его романах так мало полифонии, герои однотипны, а авторский голос преобладает. То есть главный герой Пелевина — сам Пелевин, объясняющий самому себе, в чем его правильный путь. Второе объяснение – философское. Мир в метафизике Пелевина столь иллюзорен, что, по существу, повредить герою никак не может, и все его усилия — не более чем пыхтение монстров в компьютерной стрелялке. Достаточно нажать Escape. В худшем случае герой просто откатится на первый уровень… Я думаю, что оба объяснения верны и работают в связке, лишний раз подтверждая, насколько специфичен пелевинский текст и как далек он от литературного мейнстрима.
Subscribe

  • Самая страшная антиутопия XX века

    Между прочим, самая страшная антиутопия XX века — это не "Мы", не "1984" и даже не "451 по Фаренгейту". Это история об эксах, придуманная Сигизмундом…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments