Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Справедливое бессмертие

Когда наш Николай Федоров призывал воскрешать "отцов", он апеллировал к всеобщему родственному чувству и "долгу сынов". Современный французский философ Кантен Мейясу идет дальше: по его мнению, требовать новой жизни для умерших нужно потому, что это справедливо. "Умершие ужасной смертью" (а таковых на европейской даже памяти, понятно, предостаточно) имеют такое же право на достойное продолжение своей жизни, как и мы, ныне (относительно сыто) живущие. Да и нам это будет кстати: ведь "скорбь по умершим ужасной смертью образует опыт, до такой степени помеченный отчаянием, что это мешает жить". Для скорбящего (то есть мыслящего) человечества Мейясу предлагает достижение качественно новой, четвертой, степени (ступени) бытия: вслед за неживой материей, жизнью, мышлением постулируется Мир Справедливости, а значит, Мир Бессмертия.

При этом бессмертная жизнь не будет предуготованным абсолютом. Сохраняя неустранимую случайность бытия, она всего лишь исключает "закон биологического угасания" ради "гарантии всеобщего равенства". Но поскольку речь тут не идет о каком-либо варианте спиритического,чисто духовного существования и люди остаются биологическими существами, значит, им придется взять под контроль и свою собственную биологию, что подразумевает как минимум тотальное устранение политического измерения: а именно "войны, насилия и жертв". Гарантом этой трансформации, а скорее всего и ее субъектом, станет "все еще не существующий Бог" — Бог, который явится в Мир Справедливости и в которого, по-видимому, и превратится само человечество. Для тех же, кому подобная трансформация окажется не по нраву, кто не может мыслить себя вне контекста борьбы и насилия, Мейясу уготовил "здравый суицид" — мол, сами с собой справитесь, ведь Богочеловечество на насилие будет уже неспособно.

Таким образом, Мейясу провозглашает нерелигиозную божественность и этику имманентного бессмертия. В ответ же на возможные упреки в гипотетичности подобных концепций, он объявляет, что предметом его изысканий является не Бытие как таковое, но куда более интересное "Быть-может", которое, будучи потенциальным, в этом смысле и актуально, то есть уже сейчас способно "глубинным образом трансформировать внутреннюю жизнь тех, кто принимает всерьез его гипотезу". Поэтому он призывает всевозможных активистов преисполниться Справедливости и выступить как в защиту "неоплаканных умерших", так и против тех, кого "не притягивает идея о всеобщем равенстве". В общем, бей живых, чтоб мертвым полегчало.
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments