Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

Вторая аффектация

В свежем интервью Михаил Ямпольский высказывает важную мысль о том, что сегодня аффекты подменяют собой "мою способность думать и активно репрезентировать мир". Происходит определяющий "переход от активности субъекта к пассивности аффекта", что, в свою очередь, ведет к доминации современной культуры приятного, заменяющей прежнюю культуру прекрасного. Грубо говоря, "бокал приличного вина и хороший антрекот" в культурном смысле ничуть не менее значимы, чем серьезный роман или художественное полотно. Ведь они аффектируют не хуже, а то и лучше.

Я бы чуть развил эту мысль, поговорив о причинах такой аффектации. Тут нужно вспомнить, что не так давно нечто подобное уже было. Примерно сто лет назад аффекты тоже правили бал, породив немало войн, революций, конфликтов, неврозов, депрессий и проч. Ту эпоху так и называли: эпохой нервозности. Причину установить нетрудно: она крылась в "восстании масс", в их выходе на историческую и культурную арену. Массы, понятно, были еще в младенческом возрасте, каким либо устойчивым рационализмом не обладали, потому легко подпадали под влияние всевозможных демагогов, пропагандистов, идеологий и в конечном счете тотальных аффектов.

Сегодня массы уже не столь подвержены болтливым демагогам. Выработалась некоторая устойчивость, недоверчивость, можно даже сказать, критический иммунитет. Но аффектация масс растет. Кто же или что их сегодня аффектирует? Они себя сами и аффектируют. А способствуют этому современные технологии: интернет, социальные сети. Невероятная легкость доступа и участия порождает эйфорию: лайкнул, откомментировал — уже причастен, уже среди бесчисленных единомышленников, уже чувствуешь себя силой. Благодаря соцсетям самоаффектация масс достигла невиданных размеров, что, разумеется, не способствует той самой способности отдельного индивида "думать и активно репрезентировать мир". Это долго, хлопотно, и от единомышленников только отдаляет, а не объединяет. Так теряется, размывается самостоятельность и независимость субъекта: им быть просто не модно. И даже опасно.
Subscribe

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…

  • Семеро против бытия

    На Горьком - моя рецензия на экзистенциальный роман шведского писателя Стига Дагермана "Остров обреченных" Рассказывают, что знаменитый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments