Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Вера и интеллект

Нигде так не глубока пропасть между Западом и Востоком, как в отношении к вере. Западные люди (как верующие, так и нет) в своем большинстве почему-то считают, что вера — это некая альтернатива научному знанию, что вера борется с наукой за признание существования своего предмета, например, Бога, или Его творения, или Его откровения. Отсюда совершенно необходимое умаление веры там, где торжествует наука. Нелепо верить, если можно знать. В свою очередь, западная вера защищается совсем уж диким тертуллиановским обскурантизмом qua absurdum. Таким образом, западному человеку предлагается сделать однозначный выбор между патологически самоуверенным знанием и невротической, "дадаистской" верой — выбор, сам по себе столь же патологический и невротический, а потому в корне неверный.

На Востоке подобный подход к вере — удел разве что совсем уж дремучих людей. Куда более распространено понимание, что любая вера — не более чем инструмент. Индусу и в голову не придет ставить вопрос о достоверности его богов, поскольку в своем пределе они для него — лишь символы, указующие на неназываемую реальность. И если индус поклоняется каким-то конкретным формам, использует специфическую религиозную обрядность и придерживается традиционных словесных описаний — то только потому, что знает на собственном опыте, что именно это максимально способствует концентрации его душевно-духовных сил, направленных на самопознание и совершенствование (то есть выполняет не интеллектуальную, а йогическую функцию). Собственно, о подобных свойствах веры хорошо известно и на Западе среди людей деятельных и рискованных, для которых некоторые принципы служат аналогом чуть ли не религиозных догматов. Известно, с какой неколебимой уверенностью Наполеон и Бисмарк верили в Провидение — без таких тылов им вряд ли бы удались их великие свершения. К счастью для Наполеона и Бисмарка, они не были людьми, склонными к теоретизированию, — иначе размышление об истоках их "веры" начисто лишило бы их всякой уверенности. Получается, что западному человеку нужно или слепо верить — и тогда воротить горы, либо же скептически отрицать любую ценность веры — и отказывать себе в действенном инструменте психической концентрации. Для западного человека по-прежнему немыслим путь, которым прошел Рамакришна еще в девятнадцатом веке (и не он этот путь придумал): сознательно примерить на себя одежды разных вер, побывать в разное время то христианином, то мусульманином, то шиваитом, а то и вовсе опереться на материалистический атеизм — и не для того, чтобы остаться при одной истине, а для того, чтобы собрать позитивный духовный опыт со всех полей, перепробовать различные формы концентрации и познания, дабы продвинуться дальше, чем дает любая отдельная традиция. Удалось ли ему это? Конечно. Убедил ли он этим западного человека? Увы, нет. Западный человек и в веке двадцать первом предпочитает защищать или оспаривать дарвинизм, бытие Бога или чудотворность икон. То есть пребывать в плену сугубого интеллекта, забавляющегося бесконечным и бесполезным пинг-понгом. Насколько же, в свете всего сказанного, вера мудрее и полезнее интеллекта! Ей бы — быть ведущей, а ему — ведомым: в разумном обществе, в разумной душе.
Subscribe

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Китайцы о европейской культуре

    Путешествуя по старому Китаю в 1907 году, будущий знаменитый академик Василий Михайлович Алексеев сделал массу метких и любопытных наблюдений. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments