Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Поэт, каллиграф, чиновник

Знакомьтесь: Шэнь Чжэн-чжи (1850-1922) — поэт, каллиграф, филолог, чиновник старого Китая. Чиновник хоть и высокопоставленный, но вполне рядовой. По крайней мере, только в китайской Википедии о нем краткая справка. Однако посетивший его в Шанхае в 1911 году европейский путешественник граф Кайзерлинг, после беседы с ним, рассыпается в комплиментах, называя его истинно благородным человеком по Конфуцию, "образом человеческого совершенства", воплотившем в себе "богатую натуру и еще более совершенную культуру".



Заинтересовавшись подобной характеристикой, я решил глянуть на списки чиновников старого Китая.
Хэ Шао-цзи (1799-1873) — поэт, каллиграф, коллекционер и знаток старых печатей, чиновник.
Чжао Чжи-цянь (1829-1884) — поэт, каллиграф, художник, начальник уезда.
У Да-чэн (1835-1902) — поэт, каллиграф, художник, крупнейший знаток древних надписей, занимал высокие гражданские и военные посты.
У Чан-ши (1844-1927) — поэт, каллиграф, художник, судья.
И так далее...

Каждый сдавал многоступенчатые экзамены кэцзюй, пока не получал высшее административное звание цзиньши. Некоторые современные исследователи называют государственный строй старого Китая воплощенной меритократией, то есть правлением достойных. Глядя на разнообразные и высококультурные занятия чиновников, это не кажется преувеличением. Зато кажется другое: мы с нашей глобальной демократией идем куда-то не туда. Кто становится чиновниками и правителями в нашем мире? Уж точно не поэты и каллиграфы. И дело даже не в том, что во многих странах не развиты традиции демократии и на высоких постах неизменно оказываются какие-нибудь проходимцы и демагоги, — и в США президенты и сенаторы — отнюдь не поэты и каллиграфы. Кайзерлинг правильно замечает, что при демократии народ выбирает того, кто близок и равен ему, из кожи вон вылез, чтобы понравиться и стать своим в доску, а это уж точно не какие-то кабинетные умники, витающие в эмпиреях. В результате наверху оказываются отнюдь не "образцы человеческого совершенства". Чтобы они там все не развалили, общество вынуждено защищаться. Для этого оно создает все более громоздкий и сложный аппарат, в котором вместо выдающихся людей требуются люди-функции, люди-винтики. Знаменитый ленинский тезис о кухарке, управляющей государством, — это ведь не в пользу кухарки, которую якобы способна вырасти до настоящего государя, а о такой системе, в которой не важны личностные данные, важен только пост. Всеобъемлющий государственный аппарат, конечно, в какой-то степени защищает от произвола то и дело прорывающихся наверх проходимцев, умеряя их аппетиты, но и не менее эффективно отрезает от решений людей действительно выдающихся, попросту в них не нуждаясь, их в расчет не принимая. Ну а они и не рады стараться, уходя в частную жизнь.

Конечно, можно еще возразить, что современное общество много сложнее даже старого Китая, сейчас нужны не поэты и каллиграфы, а настоящие матерые управленцы, менеджеры. Но в том то и дело, что для таких "эффективных менеджеров" главное это управлять, а чем: производством, денежными потоками, людьми — неважно. Тогда как разница существенна: управление людьми — это особый тип управления, в котором акцент надо бы ставить на втором слове, а не на первом. Человечность (жэнь) — эта базовая характеристика конфуцианского чиновника — менее всего подходит к нынешнему управленцу. И вот что вполне поняли старые китайцы еще пару тысячелетий назад: человечность — это не та характеристика, что, подобно таланту или тем более специальности, может быть односторонней, гипертрофированно увеличенной в ущерб всему прочему. Нет, это особенность всесторонне развитого человека. Такое всестороннее развитие как раз и включает в себя поэзию, каллиграфию, прочие кабинетные учености, предполагает их и полагается ими. Не обязательно достигать в этих ученостях заоблачных высот, быть первым из первых, жертвуя остальным, — наоборот, это даже излишне, так как ведет все к той же гипертрофированности, односторонности, в пределе — мании, которая, вместо того чтобы возвышать, порабощает человека, делает из него функцию его способностей (на Западе об этом хорошо известно). Именно с точки зрения Запада, совет не быть в чем-то лучшим из лучших выглядит странным, ведь здесь как раз все заточено на абсолютный успех, пусть в малом, на "15 секунд славы" — но для человечности куда важнее гармоничное всестороннее развитие, для которого поэзия, каллиграфия, живопись, изучение старинных диковинок — не самоцель, а вехи и условия, элементы самосовершенствования. А у совершенствующихся людей — и общество само собой совершенствуется. По крайней мере, очеловечивается.
Subscribe

  • Одиссея щтдшту

    Пелевин — что тот буддист, который рисует разноцветным песочком на полу мировую мандалу, затем буднично ее стирает и начинает заново. В мандале —…

  • Была такая партия...

    В. Измозик, Б. Старков, Б. Павлов, С. Рудник. Подлинная история РСДРП—РКПб—ВКПб. Краткий курс. Без умолчаний и фальсификаций. - СПб., 2010…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Одиссея щтдшту

    Пелевин — что тот буддист, который рисует разноцветным песочком на полу мировую мандалу, затем буднично ее стирает и начинает заново. В мандале —…

  • Была такая партия...

    В. Измозик, Б. Старков, Б. Павлов, С. Рудник. Подлинная история РСДРП—РКПб—ВКПб. Краткий курс. Без умолчаний и фальсификаций. - СПб., 2010…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…