Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:
  • Music:

МИРОВАЯ КИНОНИЦШЕАНА


О Фридрихе Ницше всего снято четыре игровых картины, что является своеобразным рекордом среди прочих философов. Конечно, это не тот случай, когда количество переходит в качество, но все же есть пища для сравнения, чем мы сейчас и займемся. Итак, мировая киноницшеана:

Дни Ницше в Турине / Dias de Nietzsche em Turim
(Бразилия, 2001, реж. Ж. Брессан)

Медитативная картина о пребывании великого немца в Турине. Первое, что бросается в глаза, - мега-усы. Второе - современные автомобили. Но потом все встает на свои места: incipit Nitzsche.

Весь аудиоряд построен на цитировании писем Ницше под аккомпанимент птичьих криков, тибетских мантр и опер Бизе. Визуальный ряд - туринские здания и парки, обнаженная женская натура, книги и молчащие статисты.

По тихим улочкам Турина, никому неизвестный, никем незамечаемый, бродит антихрист, человек-динамит, сверхчеловек и бог. Еще даже не слышно глухих раскатов грома и не видно на горизонте туч, но уже разлита в воздухе тревожная душность, уже прячутся животные, уже неотвратимо то, что уничтожит слишком человеческое на земле.

Последние кадры - безумный философ. Уже и не философ, а Цезарь, Дионис, Распятый. Физически страшно смотреть в глаза "настоящего" Ницше, которые так горят на искусно вмонтированных Брессаном в фильм старых фотографиях безумного гения. Ибо оттуда взирает сама бездна. О причинах же безумия режиссер предпочел своей версии не выдвигать. Что, на мой взгляд, очень мудро.

"Что требует философ от себя прежде всего и в конце концов? Победить в себе свое время, стать безвременным.
Только послезавтрашний день относится ко мне. Некоторые люди рождаются постчеловеческими.
Каждое имя в истории - это я."



Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept
(США, 2007, реж. П. Перри)
По одноименной книге Ирвина Ялома

Ирвин Ялом известен как психоаналитик. Не удивительно, что главными героями его истории стали два венских психиатра - авторитетный и знаменитый Йозеф Брейлер и молодой, вчерашний студент Зигмунд Фрейд. Когда к первому на прием приходит Лу Саломе и умоляет спасти ее друга, великого философа Фридриха Ницше, от скорби и суицидальных наклонностей, он еще не подозревает, что будет втянут в интеллектуальную дуэль со своим будущим пациентом, в которой излечению подвергнется прежде всего он сам. Надо сказать, сочинено и снято все довольно мастерски. Сюжет динамичен и увлекателен, что тем более удивительно для фильма о философе и психиатре. Диалоги неглупы, исторические реалии и персонажи правдоподобны и симпатичны. Отдельного упоминания заслуживают сны Брейлера, красочные и кошмарные, которые наматывает себе на ус юный Зиг. Нас, конечно же, интересует больше всего линия Ницше. Хотя в ней есть заметные упрощения (несчастная любовь Ницше к Лу трактуется как чуть ли не единственный источник его творчества), все же фигура мыслителя предстает перед нами цельной и возвышенной. Финал картины, в котором Брейер излечивается от своих страданий и возвращается к семье, а Ницше продолжает одинокое странствование по глубинам своего разума и безумия - такой финал весьма красноречив и символичен. Быть может, вы беседовали с величайшим психологом всех времен и народов, говорит Фрейд Брейеру. А мы-то знаем, что это так безо всяких "может"...



По ту сторону добра и зла / Al Di La Del Bene Edel Male
(Италия, Франция, 1977, реж. Л. Кавани)

В центре сюжета - любовный треугольник - Ницше, Саломе, Рее. Режиссер несколько прямолинейно интерпретировала ницшевскую фразу "за пределами добра и зла" как исключительно призыв к сексуальной раскрепощенности и adult-экспериментам. Поэтому Ницше как великого мыслителя и ниспровергателя духовных (!) основ человечества мы в фильме не увидим. Зато увидим некоего усатого человека, сладострастно взирающего на обнаженные женские (и не только женские) формы. И разумеется, причина безумия Ницше - в несчастной любви к Лу. Конечно, режиссер имеет право на подобную "интерпретацию". Ну да мертвый бог ей судья. А сам двухчасовой фильм довольно скучен и нефилософичен. Интересны лишь последние кадры: Саломе посещает уже неузнающего ее безумного философа, а затем уезжает на карете с Рильке в 20 век.



Ницше в России
(Мосфильм, 2007, реж. Н. Шорина)

Самая авангардная постановка о Ницше. Клон (или дух) Ницше появляется в современной России и сразу берется в оборот никем иным как чортом. Нечистому нужно от "больного философа" отречение от его самых известных слов "бог умер", ибо "без бога и дьявола нет". Взамен обещает золотые горы и Лу впридачу. Далась всем киношникам эта Лу! Параллельно Фридриха ищет некий Иванов, пациент психиатрической больницы и верный ученик, который "перевел все труды Ницше и сошел с ума". Тут же бродят и некоторые из героев "Заратустры". Все бесконечно цитируют немецкого философа, галдят и мельтешат в кадре. Иногда это напоминает бледную копию Киры Муратовой.

Сам фильм - чистой воды театральная пьеса. Особенно если судить по тому, как пафосно и надрывно выпаливают свои фразы актеры. Только вместо театральных декораций пустые кирпичные здания с зияющими окнами и заброшенные трамвайные линии. Сюжет кажется слепленым из нескольких банальных и нарочитых парадоксов (чорт печется о боге, русский псих Иванов портит картину русского художника Иванова, "явление Ницше" то ли чудо, то ли побег из ближайшего желтого дома), которые серьезным и глубокомысленным фильм увы не делают. В целом, он смотрится как студенческая "дипломная работа", каковой он практически и является, ибо сделан "на заказ".

Резюме. Конгениально прочитать Ницше языком кино, так, как его читали Ясперс, Хайдеггер, Делез, крайне сложно и похоже пока никому не удалось. Мировая Ницшеана еще ждет своего Тарковского или Джармуша. Из представленных же четырех фильмов небезынтересно будет ознакомиться с первыми двумя, и вряд ли стоит тратить время на два остальных.
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment