Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

  • Music:

Они уже здесь! Четыре эпохи голливудской фантастики на примере одного сюжета



По роману Джека Финнея "Похитители тел" (The Body Snatchers) в разное время было снято четыре фильма (Invasion of the Body Snatchers (1956); Invasion of the Body Snatchers (1978); Body Snatchers (1993); Invasion (2007)). Если смотреть их подряд, то они покажутся не только четыремя вариантами на извечную параноидальную тему "они уже здесь!", но и любопытным примером эволюции голливудской фантастики за последние 50 лет. О чем и будет сказано вкратце - не без спойлеров, но в полной уверенности, что сюжет известен всем - классика все таки...

1. 50-е - золотой век Голливуда. Полное отсутствие спецэффектов восполняется проникновенной игрой актеров и драматизмом сюжета. В жертву приносится даже некоторые логические нестыковки (как, например, почти мгновенное "превращение" героини вместо долгого выращивания ее второго тела). Сразу обращает на себя внимание, как старательно вымарывается из повествования иррациональный хаос: не упоминается, куда деваются замененные тела; финальный диалог между героем и его врагами превращается в учтивый обмен аргументами; вспоминающий прожитое голос за кадром заранее настраивает нас на хеппи-энд. И хотя свою возлюбленную герой теряет, и неизвестно, что будет делать с "превращенными" поднятая по тревоге армия США, все же ясно: фантастика 50-х призвана нас не пугать, но учить. "Только когда нам приходится бороться за то, чтобы остаться людьми, мы понимаем, насколько это важно для нас".

2. 70-е - эпоха радикальных перемен. Драма рациональности превращается в подлинную трагедию. Знаменитый нечленораздельный крик-хрип "превращенных" появляется именно в фильме 78-го года. Он отсекает всякую надежду на благополучный исход: человеку не устоять перед инопланетным террором. И хотя мы по прежнему наблюдаем известных актеров (Д. Сазерленда, Дж. Голдблюма), наше внимание приковывает не их отличная игра. "Главный герой" фильма - это те инопланетные споры, по которым так долго скользит камера в начале и воля которых все-таки свершилась в конце. Уже слишком поздно. Тела распались, разум помрачен, хаос торжествует. Они не просто здесь - они победили...

3. 80-е - первая половина 90-х - эпоха тинейджеров. Социальный подтекст очевиден: взрослые, особенно военные, очень плохо обходятся с миром и жизнью в нем. Спасать мир придется "юным душам", еще не потерявшим подлинно человеческое в себе. В деталях этот сиквел вторичен: эксплуатируются приемы прежних версий, но вот идеологический заряд нов. Если в первом фильме побеждает в лице главного героя все человечество, во втором - оно же проигрывает, то в третьем устанавливается тревожный и хрупкий паритет. Безликому муравейнику пришельцев противостоит человек как индивид. "Важен только вид" - говорят "превращенные" некоему капралу. "Индивид важнее" - отвечает тот и стреляет себе в голову, делая свой личный выбор.

4. Вторая половина 90-х - 2000-е - эпоха глобальных катастроф. Современная кинофантастика не учит и не пугает, она предупреждает. А для правдоподобности и полноты эффекта действие выносится далеко за пределы одного города - в большой мир. Этому способствуют и компьютерные спецэффекты, и приемы псевдотелерепортажей, и полновесное научное обоснование. В предыдущих фильмах герои были, в сущности, один на один с пугающей неизвестностью, теряясь в догадках и беспомощно суетясь. Но сейчас все иначе: герои (а они снова взрослые) знают природу зла, они нашли противоядие, они умны и решительны, единственное, в чем они уязвимы - они слишком привязаны друг к другу. Когда же все благополучно заканчивается, они воссоединяются в семейном кругу. На первый взгляд - самый счастливый финал из четырех. И только две фразы остаются от пережитого кошмара: "Хорошо это или плохо, но мы снова люди" и "Представить мир без бесчинств и кровавых зверств, значит представить мир, в котором люди уже не живут". Фразы-предупреждения, фразы-занозы. Без них было бы спокойнее, но такая роскошь нам уже не дана.
Subscribe

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…

  • Семеро против бытия

    На Горьком - моя рецензия на экзистенциальный роман шведского писателя Стига Дагермана "Остров обреченных" Рассказывают, что знаменитый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments