Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

  • Music:

О газоскребе

Ширится кампания по якобы "защите" Питера от будущей городской доминанты. Аргументы точь-в-точь повторяют хрестоматийные:

Творческая интеллигенция Парижа и Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля, и, начиная с самого начала строительства, посылала в мэрию Парижа негодования и требования прекратить постройку башни. Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков. Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников (среди них Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан, Виктор Гюго и композитор Шарль Гуно) направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», добавляя: "На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса."

Сегодня, впрочем, пишут, что Эйфелева башня-де еще ничего была, а газоскреб, мол, совсем уродина, каких полно на незнающим вкуса варварском Востоке. К тому же прямо нарушает высотный регламент и закон об охране исторических панорам. Во как! Пара споров позволили мне сформировать собственную позицию.



Во-первых, Питер - это живой город, а не музей. Его история еще не закончена с падением Империи и сталинской ненавистью к Ленинграду. Кудахтать над ним как над "уязвимым историческим ансамблем", который во что бы то ни стало нужно сохранить, значит делать из него еще один феллашеский (по Шпенглеру) город, которых так ныне много по всей Европе. О да, эпоха фараонов закончилась, и тысячелетия подряд вокруг лишь пасутся козы! Право, смешно и жалко. У Питера новая эпоха, которая требует новой архитектуры, новых идей, смелых и даже безрассудных решений. Наши предки сожгли Москву, а потом отстроили ее заново. Они кропотливо восстанавливали все по старым чертежам? Отнюдь! В 1837 году сгорел екатерининский Зимний. Стали ли его восстанавливать в прежнем виде? Ничуть, но создали новый шедевр, русское барокко. Жизнь смотрит вперед, а не назад, живое плодит новое, а не мумифицирует старое. История, конечно, рассудит, вписывается ли "газоскреб" в город, или повиснет мерзским бельмом, но чтобы эта история вообще была, нужно строить, а не кричать: ах, как это дико, строить что-то, непохожее на Исакий или Адмиралтейство! Кстати, такие прецеденты уже были. Тот же Спас-на-крови. Это же надо было - в центре европейского Петербурга воздвигнуть русский лубок! Стилизация под 16 век! Все равно, что поставили бы египетскую пирамиду 16 династии. И ничего, прижилось, привилось, стало неотъемлемой частью города... Полагаю, и "газоскреб" нормально впишется в уникальный питерский пейзаж (сделав его еще уникальнее!) подобно лондонскому "огурцу" Мэри-Экс, расположенному кстати прямо посреди старинных зданий. Смелость, как известно, города берет, причем здесь в прямом смысле...

Во-вторых, придерживаться сегодня петровского высотного регламента так же нелепо, как ездить на гужевом транспорте. В Лондоне или Франкфурте небоскребы прекрасно уживаются в исторических центрах. И ведь не типовую многоэтажку ставят! Весьма интересный проект от почтенного архитектурного бюро RMJM London. Насчет исторических панорам так же все неоднозначно. Почему считают, что их газоскреб непременно загубит, а не подчеркнет? Почему новогодняя елка телебашни их не губит? Почему ревнители пекутся только о дальних панорамах, которые вблизи оказываются смесью пошарпанных фасадов, дикой рекламы, бесконечного потока машин и т.д.? Я не помню вывесок, на которых было бы написано: "панорама охраняется законом", но я помню множество вывесок с надписями "здание охраняется законом". Так может направить свою энергию прежде всего туда? Восстановить исторические здания, а воздух предоставить будущему? Будущему, которое даже не претендует на исторический центр, и которому вполне вольготно в Заневье? Иначе, можно гоняться и за тучами, возмущаясь: они же портят классические панорамы, охраняемые законом!!!


По-моему, весьма символично...
Subscribe

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…

  • Семеро против бытия

    На Горьком - моя рецензия на экзистенциальный роман шведского писателя Стига Дагермана "Остров обреченных" Рассказывают, что знаменитый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments