Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

  • Music:

Apocalypto, 2006

Несколько беспорядочных замечаний

Разумеется, требовать от художника точного соблюдения исторических реалий на изображаемом полотне - значит делать из него всего лишь ассистента историка или археолога, который чем меньше вносит своего, тем лучше. В таком случае художникам эпохи Возрождения нужно вообще отказать в каком либо интересе, посколько они вопиюще нарушали принцип достоверности, изображая, например, библейских персонажей в ренессансных одеяниях. Это крайне наивная точка зрения (см. об этом статьи У.Эко), искушенному зрителю же куда интереснее распутывать переплетение собственно исторического и авторского видения, посколько именно здесь возникает пространство плодотворного зрительского сотворчества, а не только лишь саркастичной критики мегазнатоков (см. http://www.mesoamerica.ru/forum1/viewtopic.php?t=840&postdays=0&postorder=asc&&start=60 ).

Итак, Apocalypto...
Уже название, данное на греческом, двойственно: с одной стороны ἀπο-κᾰλύπτω это (по словарю Дворецкого):
1) открывать, обнажать; 2) вскрывать, обнаруживать; 3) разоблачать; 4) обнаруживать свои качества, показывать себя; 5) открыто стремиться.
Очевидно, это перекликается со становлением главного персонажа как воина, мужа, героя.
С другой стороны, библейские аллюзии апокалипсиса отсылают к грядущей испанской угрозе, закате некогда великих мезоамериканских культур и прочим печальным историческим событиям, маленьким эпизодом которых оказывается фильм.
Далее, выносливость и сила духа. Собственно, Гибсон - певец духа. "Храброе сердце", "Страсти Христовы" и "Апокалипто" - именно об этом и прежде всего об этом. Конечно, вообще половина голливудских фильмов рассказывает о разных там крепких орешках, но Гибсон ведет свой рассказ от лица этакого дикаря - человека, неиспорченного цивилизацией, историей и массовкой. Это хотя и не новый, но, признаем, всегда эффективный прием. Конечно, главному герою, Лапе, кинематографически-невероятно везет: затмение и испанцы выручают его в безнадежных ситуациях. Но разве другим должен быть путь человека, отмеченного лапой судьбы? И это второй лейтмотив Гибсона-художника: напомнить равнодушному, пресытившемуся потребителю о том, что где-то, за Млечным Поясом, еще существует судьба. Она неотвратима, она грядет, и когда и кости еврименов истлеют, о героях все еще будут слагать песни и помнить в мифах. (В пику доморощенному Волкодаву, прометеевский рефрен которого: он (якобы) изменил судьбу! Полное непонимание провидения).
В итоге: превосходная и концептуальная картина. Возьму обязательно расширенное издание на DVD, надеясь, что там будут какие-нибудь комментарии Гибсона о своем детище.
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments