Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Клейн. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев



Л.С. Клейн. Время кентавров: Степная прародина греков и ариев. Санкт-Петербург, Евразия, 2010. - 496 стр., 153 рис., 49 цветн. илл., тираж 2000 экз.

Одна из главных проблем исторической науки: соотнесение археологических находок с данными лингвистики и антропологии. Археологи уже накопали уйму материальных артефактов, выделили целые культуры, но опознать в них тот или иной народ, носителей того или иного языка, в частности индоевропейцев, - задача, с ходу не решаемая. Автор книги, почтенный питерский профессор, предлагает свой взгляд на генезис индоевропейских народов. Надо сказать, весьма интересный и обоснованный. По нему выходит, что праиндоевропейцы сформировались где-то в Центральной Европе (т.н. мегалитическая культура), а не позднее VI тыс. до н.э. мигрировали в евразийские степи, заселив обширные пространства от Дуная до Енисея и заставив их множеством антропоморфных стел. Где-то в это время были одомашнена первая лошадь, ставшая чем-то вроде общеиндоевропейского тотема. В степях места много, поэтому неудивительно, что праиндоевропейский народ быстро разделился на различные ветви, из которых наиболее интересна грекоарийская. Эта мощная ветвь общих предков греков, индоариев, иранцев, фригийцев и армян сформировалась в Придунавье, Северном Причерноморье и Прикубанье и оставила после себя хорошо изученную катакомбную археологическую культуру. Отсюда грекоарии отправились несколькими миграционными волнами на юг, в Древнюю Грецию и Малую Азию, и на юго-восток, в Иран и Индию. Первым путем двинулись фригийцы, фракийцы, армяне и протогреки, вторым - иранцы и индоарии. Случилось это в III-II тыс. до .н.э. Несмотря на разделение, у этих народов осталось много общего в мифологии, и, в первую очередь, представление о кентаврах - древних конеподобных божествах, связанных со смертью и рождением.

Автор весьма дотошно сопоставляет миграции грекоариев археологическим находкам, спорит с альтернативными теориями других ученых, занимается сравнительной лингвистикой и мифологией. "Раскапывает" курганы, сравнивает керамику, изображения единорогов и драконов, раскрывает причины Троянской войны, рассказывает о погребальных обрядах, утверждает, что "ноль" грекоарии знали еще в IV тыс. до н.э. Читается книга легко, несмотря на несколько рваный стиль повествования, который, по-видимому, происходит от того, что автор хотел написать научно-популярный текст и одновременно не упустить ничего из своих профессиональных аргументов и гипотез. В конце книга снабжена полезнейшим разделом "Дополнительное чтение". В целом, весьма хорошее введение в современную индоевропейскую проблематику.

Аннотация и оглавление
Subscribe

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Китайцы о европейской культуре

    Путешествуя по старому Китаю в 1907 году, будущий знаменитый академик Василий Михайлович Алексеев сделал массу метких и любопытных наблюдений. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments