Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

Конь белый (1993)


В конце 1970-х годов Гелий Рябов, следователь, помощник министра внутренних дел СССР и автор сценариев к популярным телесериалам «Рождённая революцией» и «Государственная граница», участвует в поисках останков царской семьи в Свердловской области. В 1991 году он же, уже на волне перестройки, продолжает раскопки. По-видимому, найденное и осмысленное так потрясло Рябова, что он выпускает книгу об этих событиях и решает снять десятисерийный телефильм. Название для него он берет из Откровения Иоанна Богослова: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует».

В центре сюжета: Гражданская война, расстрел царской семьи и расследование обстоятельств ее гибели по поручению Колчака, судьбы нескольких офицеров Добровольческой армии вплоть до 1942. И хотя заметно, что создатели фильма были стеснены в средствах, и мы не увидим лихой квалерийской атаки, крупных баталий с применением танков и авиации и т. д., им все же несомненно удалась широкая панорама 1917—1920 годов — времени, когда страна разделилась на несколько непримиримых лагерей, уничтожавших друг друга тем ожесточеннее, чем менее уверенными они себя чувствовали. Атмосфера страха, злобы, ненависти, отчаяния, пустоты, страданий, смерти передана весьма впечатляюще.

В художественном отношении фильм, разумеется, отличается от того, что снимается сейчас. Никакой «глазури», никакой причесанности и прилизанности — все грубо, сыро, впотьмах. Много долгих планов, поэтических и лирических отступлений, статики. Кадр в первую очередь стремится передать внутреннее состояние своего героя, его отношение к происходящему, а не само происходящее по себе. Такое художественное решение требует определенной подготовки зрителя, но награждает сторицей, эмоционально вовлекая и устраняя дистанцию.

А что у нас с исторической правдой? Было бы слишком самонадеянным требовать от фильма, появившегося буквально через несколько лет, после того как прекратили снимать бесконечную пропаганду о мужественных революционных матросах и справедливых комиссарах, что этот фильм представит совершенно объективную и беспристрастную картину Гражданской войны. Несомненно, такой фильм снимут, ибо он должен быть. В нашем же случае маятник закономерно качнулся в другую сторону. Но в допустимых пределах.

Пожалуй, только в изображении фигур Николая II и Верховного правителя России Колчака режиссер сознательно выбрал идеализирующий путь. Можно согласиться, что царь — мученик, но праведник ли? Его ошибки слишком хорошо известны, его воля была слишком слаба, его авторитет в тогдашней России был, что называется, ниже плинтуса. Очевидно, что он не соответствовал времени — и время устранило это несоответствие заодно с ним. Иное дело Колчак — волевой, умный, авторитетный — таких то время требовало, находило и возвышало. Увы, фильм нам показал только анфас адмирала. Профиль же — истеричный, жестокий, авторитарный — оказался за кадром. А между тем именно в этих его качествах историки видят одну из веских причин его неудачи. Хотя нельзя не отметить, как удачно вписался в образ Анатолий Гузенко — и лицом похожий на Колчака, и выправкой, и огнем в глазах. Куда там К. Хабенскому!

Остальные исторические детали сервированы с завидной точностью. На протяжении восьми серий (последние две — своего рода эпилог) мы видим бессмысленный и беспощадный русский бунт — красные расстреливают белых и штатских, белые расстреливают красных и штатских, националисты точат зуб на русских без разбору их цвета, генералы до хрипоты спорят о путях России, но бестолку, во всем обвиняют жидов (на столе Колчака — «Протоколы Сионских мудрецов»), отовсюду несется ругань, царствует самое темное варварство и низменные инстинкты. И зловещими вехами следуют за сюжетом красноречивые названия серий: «Ненависть», «Предательство», «Нетерпимость», «Братоубийство»…

Так что же такое — «конь белый»? И кто «сидящий на нем»? Дает ли фильм ответы? Как ни странно, да. Только вместо Русского царя, которого монархофильствующий режиссер, как кажется, вслед за некоторыми офицерами Белой гвардии, наметил на роль «Верного и Истинного», в седле белого коня сидит… Русский дух. Именно этот дух не позволяет по крайней мере некоторому числу русских не опускаться до животного уровня, сохранять самообладание, честь и принципы, сражаться за них даже без надежды на победу, любить свою родину, а не то, что предлагают любить в качестве таковой ее временные господари. И именно за это, а не за кружащуюся корону над головой Николая, «Конь белый» заслуживает самого внимательного и вдумчивого просмотра…
Subscribe

  • «Этот антисемит Хайдеггер»

    На "Горьком" - моя рецензия на книгу Ди Чезаре "Хайдеггер и евреи. По страницам «Черных тетрадей»" «Слава» одного из крупнейших мыслителей…

  • Гранд-отель «Бесконечность»

    10 фактов о бесконечности из книги Шапиры "Восемь этюдов о бесконечности. Математическое приключение" Удивительно, но человечество далеко не…

  • Семеро против бытия

    На Горьком - моя рецензия на экзистенциальный роман шведского писателя Стига Дагермана "Остров обреченных" Рассказывают, что знаменитый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment