Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

  • Music:

Дело в шляпе, шитой белыми нитками

Меняющие реальность / The Adjustment Bureau (2011)



С русским названием фильма наши прокатчики опять «прокатились». «Меняющие реальность» это о ком? Любой человек делает это. Например, я срублю или, наоборот, посажу дерево — вот и поменял реальность. Агенты же бюро меняют не реальность, а человеческие намерения, то есть то, что только ведет к изменению реальности. Так что оригинальное «Бюро корректировки» точнее будет.

Итак, вообразим себе могущественнейшую организацию, которая на протяжении тысячелетий корректирует движение человечества по пути «прогресса, гуманизма и справедливости». Причем, несмотря на то что делает она это очень рьяно и скрупулезно, вплоть до радикального вмешательства в судьбы отдельных людей, все же были периоды, когда историю пускали на самотек. Из монолога одного высокопоставленного агента бюро мы узнаем, что так было решено сделать на расцвете Римской империи, из-за чего потом получили «пять веков темного средневековья», а также в 1910 году. «И тут же люди соорудили себе две мировые войны, фашизм, холокост и карибский кризис»… Позвольте, скажет какой-никакой любитель истории, что же, до 1910 года все было в шоколаде? Геноцид армян начался массовыми убийствами в 1894 году, еще раньше американцы «прославились» уничтожением индейских народов и судами Линча, еще раньше над инками и ацтеками «поработали» испанцы… Всё это миллионы жертв. А если они во имя человеческого прогресса не важны — кто этих из бюро знает? — тогда не нужно упоминать и холокост. И вообще, могли бы для начала не дать умереть миллионам европейцев от чумы 14 века и миллионам русских от великого голода 17 века, а потом уж говорить о какой-то корректировке к «лучшему миру». В общем, все шито белыми нитками…

Но допустим, агенты бюро лгут, и их намерения куда менее альтруистичны, чем они декларируют. Посмотрим, какой «выбор» они ставят перед главным героем. Норрису предлагается или стать великим политиком, и вскоре президентом США, или жить обычной жизнью с любимой женщиной. В первом случае, политика они делают из него сами, обставляя события его жизни так, чтобы все складывалось наиболее благоприятно (даже если для этого нужно укокошить братца с папашей). Что ж, цель оправдывает средства. Но представьте себе президента США, который знает, что весь мир и его самого «корректирует» некое бюро. Это же какой всплеск! Впрочем, возможно, как раз президент США и должен знать, а может даже и сотрудничать с этими ребятами, только тогда чего ж они так всполошились, когда он прознал про них — даже лоботомию хотели устроить? Опять неясности…

Однако наш герой марионеткой быть не захотел — и правильно! Даешь свободу воли! Он выбирает женщину… Которая оказывается такой же частью предначертаного плана, как и его президенство, только плана более ранней версии! Никакой свободы выбора у него оказывается и нет, а есть конфликт двух версий плана, в котором побеждает более ранняя. Каков поворот! Но тогда, собственно, о чем фильм? Зачем вся эта беготня с дверями, агент-ренегат, клятвы в вечной любви и т. д.? План непоколебим, бюро делает свое дело, человечество движется к цели, намеченной не им. Такой расклад мне нравится, да только многие ли вычитают его в мелодраматической мишуре фильма? С таким раскладом нужно было снимать в стиле «Посылки» Келли…

Ну и мелочных придирок до кучи. Остался непонятным принцип передвижения через двери: неужели дело только в специальной шляпе, и любой, ее надевший, становится эдаким Нео? Почему было не «откорректировать» возлюбленную Норриса куда-нибудь в Москву? Там хороший балет, она бы стала не менее выдающейся танцовщицей без опасности повстречаться с Норрисом. И волки были бы сыты, и овцы остались целы. Единственное, что спасает фильм — это Нью-Йорк. Завидую жителям этого города! Как приятно, наверное, узнавать в быстро меняющихся локациях фильма родные улицы и набережные, дома и помещения. Если бы подобный фильм был снят в стенах родного Питера, моя оценка была бы субъективно несколько выше. А так, 5 из 10...
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment