Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

  • Music:

Новая информационная эпоха. Тезисы.



1. Мы живем в преддверии совершенно новой эпохи. Эпохи, когда информация будет нужна нам, как воздух. И, как воздух, она будет свободной (бесплатной). Но, в отличие от воздуха, производить ее будем мы сами. Музыка, тексты, фильмы, арт-проекты - все, что только можно оцифровать, будет свободно создаваться, копироваться и распространяться.

2. Отчасти это происходит уже сейчас. Развитие техники постепенно освобождает человека от монотонного физического труда за кусок хлеба, позволяет ему производить и потреблять информацию. Не обязательно всем быть выдающимися писателями и музыкантами. Даже те комментарии и отзывы, которые мы оставляем в Сети, - важный довесок к оригинальной информации. Действительно, как иначе еще можно отделить один информационный поток от другого? Раньше количество прочитанных книг, просмотренных фильмов и т.д. сильно ограничивалось наличием денег на их покупку - завтра, в эпоху свободной информации, этого ограничения не будет. Даже чтобы бесплатно скачать что-либо нужное нам, мы должны предварительно прочесть отзывы на это, то есть усвоить дополнительную информацию, созданную другими людьми. Итак, авторы информации - все мы.

3. Но как же быть с теми, кто действительно создает нечто выдающееся - талантливыми писателями, музыкантами, режиссерами и т.д.? Не обрекаем ли мы их на безденежье и, тем самым, на закапывание таланта в землю? Ничуть. Просто радикально меняются способы монетизации их таланта. Вместо прямых денег за свои произведения они будут получать их опосредованно. Что, в общем, и правильно - ведь настоящий творец творит не ради того, чтобы заработать, а ради самого творчества. Какими будут способы монетизации? Сейчас трудно вообразить. Например, за определенную сумму автор назовет своего героя вашим или придуманным вами именем, сделает его похожим на донатора и т.д. Что, в общем, не ново. Так средневековые художники помещали на картины небольшие изображения своих донаторов. Другой вариант: покупка автографов. Раньше вы покупали книгу или диск, а уж автограф автор ставил вам бесплатно. Будет же ровно наоборот - чтобы выделить ваш бесплатный экземпляр или копию из множества одинаковых, вам придется заплатить за оригинальный автограф, что представляется весьма справедливым. Разумеется, справедливым будет и отчислять авторам проценты от распространения их произведений на твердых носителях, выполненных высокохудожественным способом, - коллекционеры, несомненно, будут готовы платить за такое. Повторюсь - способов опосредованной монетизации будет огромное множество - авторы в рванье не останутся. (А вот посредники могут. Но что нам до посредников - этих архаичных толмачей в эпоху полиглотов?)

4. Другое опасение - не потонем ли мы в океане дерьма - массы бесталанного, никому, кроме своих "аффтаров", не нужного китча, лишь по большой неразборчивости причисляемого к произведениям творчества и полезной информации? Да, так будет в начале. Любая эпоха проходит через первичную стадию хаотического становления, через пышное возрастание паразитических элементов, быстро цветущих, но отмирающих на следующих стадиях. Так эта эпоха крепнет и закаляется - иного и быть не может. Чтобы жить в "глобальной деревне", человечеству пришлось пройти через испепеляющее горнило мировых войн и тоталитарных режимов; чтобы жить в "глобальной информационной среде", человечеству придется пройти через "информационное отравление китчем" - затем появится иммунитет и поднимется общий уровень производимой и потребляемой информации до разумно приемлемого. Возможно ли такое? Не сомневаюсь. Как ни крути, общий образовательный уровень человечества постоянно растет: когда-то 9/10 были элементарно неграмотными, сегодня даже общение с мобильным телефоном и домашним компьютером вынуждает человека шевелить извилинами. Жизнь в тотальной информационной среде - следующий этап.

5. Я не касаюсь здесь темы гениев. Они всегда стояли и будут стоять особняком в сколь угодно "продвинутой" эпохе. До их уровня человечество не доберется и через тысячи лет. Вопрос об их материальном достатке в эпоху бесплатной информации я также оставляю за кадром. Ведь засыпь их и золотом, мы все равно адеватно не оценим величие их творений; с другой стороны, засыпанные золотом, останутся ли они плодовитыми гениями? Кажется, быть не в струе и сопротивляться среде - их отличительное качество. Поэтому бесплатна информация или нет - в любом случае гении движутся своими путями. Мы же лишь на мгновение оказываемся в их тени.

6. Итак, новая информационная эпоха не за горами. Будет ли она подлинно коммунистической, то есть предоставляющей максимальные возможности для творческой деятельности при минимуме деятельности необходимой и навязанной извне? Поживем, увидим....
Subscribe

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Китайцы о европейской культуре

    Путешествуя по старому Китаю в 1907 году, будущий знаменитый академик Василий Михайлович Алексеев сделал массу метких и любопытных наблюдений. В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Китайцы о европейской культуре

    Путешествуя по старому Китаю в 1907 году, будущий знаменитый академик Василий Михайлович Алексеев сделал массу метких и любопытных наблюдений. В…