Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

Кино как коллективное бессознательное

"Из всех искусств..." - когда-то провозгласил старик Крупский. И был прав. Ибо нигде с такой силой и правдой не проявляется коллективное бессознательное наших современников, как в кино. Собственно, именно поэтому его и интересно смотреть. К отдельному ведомству муз, впрочем, я бы его не отнес - полагаю, чтобы нечто стало искусством, ему надлежит повариться в собственной традиции лет этак 500, а лучше тысячу. Пока кино пребывает на уровне средневековых городских мистерий - где-то забавно, где-то дидактично, где-то даже смело и вызывающе, но к трансцендированию не обязывает и экстазиса не обещает. Мало внутреннего. Но зато какой материал для "полевых исследований"! Собственно, я бы даже сказал, что сегодняшние мифы существуют как кино par excellence, а кино есть доминирующая сегодня форма бытования мифа.

Доказательства? Не в одном посте. Буду потихоньку их собирать здесь. Сейчас лишь обращу внимание на один факт: если в старых мифах главным движителем сюжета выступает воля богов или безличная "рука судьбы", а герой обретает себя в противостоянии им, то теперь главный сюжетообразующий фактор - это конфликт с одной стороны принципов, с которыми герой идентифицирует себя и которым следует "несмотря ни на что", и, с другой, обстоятельств, в которые герой попадает "совершенно случайно". Именно эти "несмотря ни на что" и "совершенно случайно" задают две ценности современного мифа: самостоятельность героя ("будь верен самому себе") и отсутствие судьбы ("все в твоих руках"). И вот в "Трое" Петерссена Ахилл погибает совсем не от стрелы Париса, которую направил Аполлон. И не Афина останавливает его меч, занесенный над Агамемноном.

Ах да, образцовый герой и есть персонификация коллективного бессознательного. Так сказать, видимая часть айсберга...
Tags: мифология
Subscribe

  • Самая страшная антиутопия XX века

    Между прочим, самая страшная антиутопия XX века — это не "Мы", не "1984" и даже не "451 по Фаренгейту". Это история об эксах, придуманная Сигизмундом…

  • Борис Рыжий

    Двадцать лет назад, 7 мая 2001 года, покончил с собой уральский поэт Борис Рыжий. Уйти весной, в мае, это какое-то особое мужество. С Борисом я…

  • Wake up, Neo!

    Продолжаем размышлять на тему, почему "Матрица" оказывает такое колоссальное воздействие на зрителя. В этот раз остановимся на кадре, где Нео…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments