Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Category:

Я тоже хочу (2012)

Наверняка питерский режиссер Балабанов знаком с питерским писателем Крусановым. Сквозная тема его романов - как несколько жителей современного Петербурга отправляются на заграничном джипе в российские глубинки в поисках чего-то мистического, запредельного, незримого. Поэтому первая половина фильма поддерживала у меня стойкую мысль, что я смотрю вольную экранизацию Крусанова. Поход аукцЫонера Гаркуши по летнему Васильевскому острову с посещением аптеки доктора Пеля и Андреевского собора сейчас, зимой, вызвал в душе особенно нежные и пронзительные нотки. Но чем дальше в суровую русскую ядерную зиму, тем больше у меня возникало недоумения, пока, наконец, это недоумение не намерзло на моих ушах толстыми настоящими питерскими сосулями. "Я тоже скажу" - решил я.



Балабанов мало как кто другой умеет создавать в своих фильмах особую гнетущую, мрачную, депрессивную атмосферу, в чем ему весьма помогают аутентичные питерские дворики. Вот и здесь не обошлось без них. Но как-то скомканно, незатейливо. Роуд-муви по заброшенной, богом оставленной России? И здесь все наспех: только выехали из Питера и пожалте: уже Зона. Что же она: начинается сразу за Ижорой? А где толпящиеся эзотерики всех мастей, арагорны-сталкеры, строгая пропускная система, наконец? Тут пиво после 23 купить уже нельзя, а в Зону, значит, вот так запросто можно? Не верю... Есть у нас один пронзительный роуд-муви по отчаянной России: "Бумер". Вот ему верю. Там действительно: из мегаполиса в запределье, в зазеркалье, в зароссийе. А здесь че?

Да и собственно зачем? За счастьем? Но герои балабановского роуда так и не определились, что они хотят: счастье или чтоб "взяли"? Ибо ох как не одно это и то же: ни для русского человека, ни для современного горожанина! Счастье это когда здесь хорошо, а "там" - "там" и так будет хорошо, потому что "там" не может не быть хорошо. А так выходит чистое бегство, эскейпизм: сюжет, конечно, понятный, но вряд ли это последнее слово Балабанова. А ведь выходит, что именно последнее: сказал он его в роли эдакого недосталкера и дал дубу, гигнулся: то ли все-таки "взяли" (скромненько так!), то ли просто время вышло. Вот и у фильма время вышло, а хотеть так ничего и не захотелось: и тайна колокольни неинтересна, и "в чем счастье" не важно, и сакраментальное "что хотел сказать автор" пустое. И ведь не заподозришь Балабанова в студенческом "я тоже сниму!" - много он снял и хорошего, и даже чудесного, да неужели отснимался? Будем думать не так. Вставай, Балабанов, бом-бом...
Tags: кино
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments