Последний гипербореец (hyperboreus) wrote,
Последний гипербореец
hyperboreus

Categories:

Жизнь Пи

Я пою тебя, жизнь! (Уолт Уитмен)



Историй о силе человеческого духа сложено немало, но их никогда много не будет. Словно опровергая стойкое мнение, что ныне вокруг одна мелочь, а титаны перевелись, Энг Ли предлагает нам одну из таких историй. В начале мы видим мальчика, рано пробудившийся дух которого не довольствуется играми в крикет, как у прочих сверстников, но приводит его в храмы разных религий с вопросами, сделавшими бы честь и взрослому. Дело отнюдь не в клерикализме — мол, все от бога и под богом. Мальчик ищет своего бога, свою правду, свой путь. Выпавшие на его долю испытания закономерно не ломают, а закаляют его. Нашел ли он своего бога посреди Тихого океана в компании с полудиким бенгальским тигром? Уже название фильма точно указывает на него. Это сама жизнь.

Жизнь — непредсказуемая и грозная, всеобъемлющая и дивная, прекрасная и дарующая радость — вот бог нашего героя, такой же иррациональный, как и его математическое имя. Любовь к жизни не позволяет юноше погибнуть, воля к жизни дает силы, поклонение перед жизнью делает его другом зверя. Поистине, стоило все потерять, чтобы все приобрести! Индиец, как человек Традиции, не может не знать, что путь к познанию духовных истин пролегает посреди лишений, искушений и испытаний — такова инициация героя, требующая укротить внутреннего тигра. Не меньшая опасность, подстерегавшая юношу, — успокоиться на достигнутом, принять за рай его материальный образ, стать еще одним сурикатом – не важно, в толще ли современного города, или в уединенном тибетском монастыре. И этого избегает наш герой, не желающий, чтобы в конце концов от него остались на земле лишь неразлагающиеся зубы. А ведь это судьба большинства…

Но не приукрашивает ли историю режиссер-рассказчик? Мы знаем, что жизнь это далеко не только ласковые животные и полные рыбы моря — это еще кровь, кишки и фекалии. Действительно, разве лодка не должна была пропитаться кровью и кишками убитых зебры и орангутанга, разве не доверху ей быть заполненной фекалиями тигра — вряд ли дикая кошка справляла нужду, аккуратно свесив хвост за борт? Боль, страдания и смерть — не перевешивают ли они радость жизни? Ответ приходит в лице второстепенного персонажа — счастливого буддиста. Может ли буддист быть счастливым — посреди океана страданий? В лучшем случае, безмятежным должен быть он, зная, что радость проходит, страдание остается. Но «счастливый буддист» думает иначе: страдание рано или поздно проходит, а радость жизни остается. Жизнь — это не то, что случается, как шторм на море; она — само море.

Так с кем же ты, дружище-зритель? С теми, кто считает и пересчитывает, подбивает убытки и выясняет, как было на самом деле, или с тем, кто уже отплыл на корабле в неведомый океан в компании с бенгальским тигром? С теми, кто видит в жизни лишь повод нажиться — неважно, духовно или материально, или с тем, кто принимает (и постигает) жизнь во всем ее священном многообразии, кто открывается навстречу жизни, укрощая, воспевая, возвышая ее? Судьба человека — быть Магелланом жизни, тогда они едины: тигр и человек, дух и разум, радость и жизнь. Но позже приходят бурильщики нефтяных скважин, и они расстаются — не оглядываясь, ибо знают, что этот океан уже пройден, и нужно ожидать нового корабля. И нового Магеллана…
Tags: кино
Subscribe

  • Заупокойные песни Шарабан‑Мухлюева

    На Горьком — моя очередная рецензия на очередной роман Пелевина Достигнув самого дна янг-эдалта и нью-эйджа в предыдущем романе, Виктор Пелевин…

  • Буддизм и современная наука

    Когда-то давно, во времена донаучные и несерьезные, буддистам, чтобы противостоять соблазнам и вырабатывать трезвый взгляд на подноготную мира сего,…

  • Из Шарабан-Мухлюева

    Вот такая подборка афоризмов из нового Шарабан-Мухлюева Пелевина. Негусто, конечно.. ``` Мир — это тир, люди в нем не актеры, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments