?

Log in

No account? Create an account

Сб, 30 мар, 2019, 14:08
Музыкальное

Нет, что ни говорите, а дух эпохи может соединить, казалось, несоединимое. Возьмём два недавних музыкальных фильма: "Лето" и "Повелители хаоса". Ну чем могут быть схожи истории о подпольных советских рок-музыкантах и радикальных норвежских блэкарях? И тем не менее и сюжетно, и символически они практически близнецы. И там, и там невесть откуда взявшийся молодой и очень талантливый новичок-музыкант оттесняет признанного авторитета, побеждая его и в личном соперничестве. Совпадают и второстепенные фигуры, такие как радикальные Свин в "Лете" и Дэд в "Повелителях". А то, что один — панк, а другой — блэк-металлист, вообще не замечаешь, настолько сам радикальный образ подавляет музыкальную составляющую. Даже то, против чего все они выступают, схоже: выдохшееся, дряхлое, никому не интересное христианство в Норвегии и выдохшийся, дряхлый, никому не интересный социализм в СССР. Короче, как под копирку, и это при том, что оба фильма основаны на реальных событиях, происходивших почти одновременно (ранние и поздние восьмидесятые)!

И чтобы не вставать дваждыСвернуть )

Ср, 20 мар, 2019, 13:58
1999

Между прочим, в этом году исполняется 20 лет со времени выхода двух фильмов, определивших целую эпоху. "Матрица" и "Бойцовский клуб". То, что им тогда не дали главных "оскаров", не должно вводить в заблуждение: большое видится на расстоянии. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что это великие шедевры. Фразы "Ложки нет" и "Ты — это не твоя работа, не твои деньги, не твои шмотки" — не только выражение определённого мировоззрения, но и боевой клич для всех, кто никогда не будет удовлетворён насущным положением дел и миром, в который он без своей воли заброшен. Не случайно в обоих фильмах главных врагом является иллюзия, а истинным путём — её преодоление.

Кстати, оба фильма — тот довольно редкий случай, когда некие идеи нашли своё достойное воплощение именно в киноповествовании. "Матрица" вообще сделана по оригинальному сценарию, а "Бойцовский клуб" как фильм много сильнее и сложнее книжного первоисточника за авторством Паланика. К сожалению, подобных работ на наших экранах все меньше и меньше — эфир заполонили бесконечные и бездарные марвеллизации. Чем же запомнишься ты, 2019-й?

Вс, 3 мар, 2019, 20:26
Человеческие слабости постчеловеческих существ



Бескомпромиссность Яцека Дукая уже известна в России. В «Иных песнях» он с размаху окунает в мир другой физики и другого общественного устройства, в водопад новых слов и понятий, вынуждая читателя, подобно главному герою, первые полтораста страниц лишь ошеломлённо крутить головой. В «Идеальном несовершенстве» автор идёт ровно тем же путём — и даже дальше. Здесь он описывает постчеловеческую цивилизацию двадцать девятого века, что требует не только соответствующего наукообразного дискурса, но и более глубокой работы с самой тканью языка. Поэтому Дукай придумывает и активно использует новый грамматический род (не «он» или «она», а «ону», и далее «егу», «ому», «былу» и т. п.), дополнительные знаки пунктуации (двойное тире, двойной слэш), неологизмы («гаргантюозно», «овнетелесниться»); строит фразы нарочито искусственно, лаконично, зачастую обрывая на половине — всё для того, чтобы хоть как-то приблизиться сознанием стахса (стандартного Homo sapiens) к трансцендентному мышлению фоэбэ и инклюзий, этих далеко улетевших по линии Прогресса постчеловеческих сущностей. Не говоря уже о мета-физическом Сюзерене… Короче говоря, Уоттс и Иган пишут проще.

Читать дальше...Свернуть )

Пт, 15 фев, 2019, 23:35
Насилие как стрела эволюции

Если оценивать эволюцию жизни с точки зрения насилия, то возникнет прелюбопытная картина. Всякий раз величина насилия окажется тем маркером, который укажет на эволюционное преимущество, на большее развитие, превосходство. Хищники более развиты, чем их добыча — травоядные, мужчины доминируют над женщинами, цивилизации воинственные покоряют миролюбивых. Человек как таковой возник, похоже, именно тогда, когда решающим фактором эволюции стали племенные войны и внутриплеменная агрессия — огромные залежи олдувайских рубил и чопперов свидетельствуют, как много для первых Homo значило оружие и в каких количествах они маниакально его заготавливали. История мировой цивилизации — ничто иное, как история непрерывной эскалации насилия, чему способствовали (и чем, в свою очередь, инициировались) все цивилизационные факторы: технология, наука, религия, идеология, социальная организация. Этому можно подыскать немало иллюстраций — самая яркая приходится на начало двадцатого века. Как только блистательная эпоха Просвещения чуть не убедила человечество в его разумности, порядочности, гуманистичности, способности жить в мире, так природа человека взяла свое, иррациональная философия жизни взломала хрупкий лёд гуманизма, немало поспособствовав безумию двух мировых войн. С точки зрения эволюции насилия эти войны вовсе не выглядят анахронизмом, случайным всплеском чингисхановщины в эпоху высокой культуры. Напротив, они совершенно закономерны. Чем развитее становится человек, чем сложнее — человечество, тем больше насилия они способны порождать — и порождают. К чему это может привести, нетрудно догадаться. Самоуничтожение кажется естественным исходом любой развитой цивилизации; в конце концов, нужно расчистить место для новых побегов пока ещё нежной и вегетарианской жизни.

Впрочем, у китайского писателя Лю Цысиня есть концепция "Тёмного леса" — возможно, Вселенная всё же полна высокоразвитой жизнью, однако та крайне искусно прячется, ибо знает только один закон — война всех против всех. Хотя понятно, что в этой войне окончательных победителей не будет. Ведь насилие чуть ли не единственная вещь, которую не остановить ни ею самой, ни её противоположностью.

Пт, 15 фев, 2019, 14:43
В чем опасность ЛСД для Иалдабаофа

Из одного старого, но до сих пор верного текста:

В чем же опасность ЛСД для Иалдабаофа (мирового правительства)? То, что ЛСД не несет привыкания, а мифы о деградации – не более чем мифы, уже очевидно. Система доходит иногда до откровенной лжи. Так, мне приходилось читать в одной газетной статье утверждение о том, что Тимоти Лири и Хофман сошли с ума от приема ЛСД, что является легко опровергаемой клеветой. В чем дело? Почему такая паника? Почему ни один, даже реально убийственный наркотик, не пресекается с такой продуманной стратегией, как ЛСД? Неужто и правда отключает?

На заре исследований сего психоделика ученые вкололи дозу шимпанзе и отправили её обратно в клетку. Тут же в клетке поднялся переполох – испытываемая обезьяна… просто отказывалась подчиняться установленной в стае иерархии. Нет, она не стала агрессивнее и выше рангом, как могло бы произойти, вколи ей, к примеру, умеренную дозу алкоголя – просто иерархические игры стали ей тотально безразличны! Не подчинение, но и не виток иерархической борьбы – безразличие, которое напугало гораздо больше! Не напоминает ли это известную революцию шестидесятых? Конечно же, ни одна академия наук не стала бы запрещать средство, которое в семидесяти процентах дает эффект психотерапии, гармонизирует внутренний мир, на остальные двадцать девять с хвостиком никак не влияет на дальнейшую жизнь и приносит ощутимый вред только в одной трети процента! Каждая случайная смерть из десятков тысяч обыгрывалась в Америке в прессе, так, словно это происходит постоянно, и вздумай кто подойти таким образом к обычным снотворным, материала было бы гораздо больше! Конечно же, систему не волновала эта треть процента. Истинной причиной было поведение остальных. Люди теряли интерес к иерархическим играм, переходили на менее оплачиваемую и менее хлопотную работу, создавали вокруг себя небольшой кружек единомышленников и наслаждались миром своей души. Иллюзорные игры иерархий просто теряли свою привлекательность, хотя человек не становился замкнутым эгоцентриком. Но именно такой мир грозил разрушить власть Иалдабаофа на корню! Мало кто об этом сейчас знают, еще меньше говорят, да и что говорить – система настолько надежно задавила любые возможности достать «красную таблетку», что все разговоры остаются исключительно в границах теории.

Вт, 5 фев, 2019, 18:48
О бессмертии

Когда говорят об аргументах против бессмертия, чаще всего упоминают скуку. Мол, вскоре все книжки будут прочитаны, все дела переделаны, все цели достигнуты, настанет зеленая тоска и все равно придётся удавиться. Чудаки! Как будто бессмертие это некий бонус-уровень для тех, кто хотел бы что-то прочесть, сделать, достичь, да не успел за время короткой жизни. И вот бац — допжизнь, успевай, не тормози.

А ведь все обстоит ровно наоборот. Только бессмертие и позволит поставить такие цели, совершить такие дела, которые не только невозможны короткоживущим, но даже и непредставимы для них. Бессмертие, будучи не жизнью, но уже сверхжизнью, потребует и соответствующих сверхцелей и сверхдел. И уж скучать в этом случае точно не придется, скорее напротив, именно у бессмертных жажда свершений и познания возрастет многократно, так как будет полностью снят обессмысливающий всё тормоз, коим является неизбежная и близкая смерть.

Вс, 3 фев, 2019, 00:35
День сурка + Сиддхартха

И снился мне сон. Будто я на корабле, который захватывают какие-то пираты. (На самом деле я видел только одну суровую тетку с автоматом). На корабле — моя подруга с товарищем. Но их убивают прежде, чем я успеваю до них добраться. А затем убивают и меня.
И я снова возрождаюсь на том же месте на том же корабле в то же время. И снова пытаюсь уже другим путем спасти себя и своих друзей. Безуспешно. И снова, и снова.
Образы мелькают, словно кадры кино. Вот я, махнув на все рукой, просто сижу, прислонившись к переборке и жду развязки, а вот я прыгаю с борта в воду и автоматные очереди настигают меня там. Кажется, эти перерождения бесконечны.
Наконец, я пытаюсь хитрить. Мне удается спрятаться в глухих уголках трюма. Через несколько дней, еле живой, я покидаю пустое судно и начинаю новую жизнь. К старости я становлюсь богатым и уже совершенно не вспоминаю тот странный корабль. Зато он помнит меня, потому что как только в окружении скорбящих родственников я отхожу к праотцам, я снова оказываюсь на нем. Кошмар продолжается.
Я снова проделываю тот же трюк и снова проживаю долгую жизнь. Только для того чтобы опять очутиться на проклятом корабле. В следующей жизни я трачу немало времени и средств, чтобы разузнать хоть что-то о том судне и тех пиратах. И вот, в конце концов, ко мне приводят уже дряхлого их предводителя...

Ср, 2 янв, 2019, 15:02
2018: Прочитанное

В ушедшем году удалось прочесть обычные уже полсотни книжек. Это, конечно, ерунда по сравнению с купленным и тем более вышедшим, но и не совсем ничего. Решил подобрать десяток наиболее примечательных позиций, дав каждой краткий комментарий.

В алфавитном порядкеСвернуть )

Сб, 29 дек, 2018, 14:44
Дом, который построил Запад



Триер продолжает вбивать гвозди в крышку европейской цивилизации. Теперь с помощью старого доброго Вергилия (больше похожего на пастора или клоуна на пенсии) он отправляет ее на самый последний круг ада, туда, где издавна обретаются клятвопреступники и христопродавцы. Впрочем, зная отношение Триера к христианству, рискну предположить, что у него-то европеец предал прежде всего свою душу, внутренний мир, заменив его бесконечным поглощением и уничтожением мира внешнего — оттого-то дом и оказался построен из трупов. Собственно, все наши города из стали и бетона - что это, как не нагромождения безжизненных и нелепых конструкций из материалов, изъятых из природы и замороженных, к вящему желанию нарцисса оставить все таким как есть на века? Что же касается пресловутого искусства, то оно без души — абсолютное ничто. И это единственное, что должно оставаться неизменным.

Вт, 11 дек, 2018, 22:18
Белый квадрат

Давно сюда ничего не постил, а запощу-ка свою рецензийку на сорокинский квадратик.



Цвет зла

Новый сборник короткой прозы Владимира Сорокина слишком короток, чтобы рассчитывать на новое слово и новый этап в творчестве живого русского классика. Скорее, на его примере можно поговорить о некоторых незаживающих темах и усыновлённых приемах, которые я мог бы назвать визитной карточкой автора, если бы не рисковал после такой банальщины узнать себя в одном из его зловещих героев. А в том, что почти все они зловещи, сомневаться не приходится.

Читать дальше...Свернуть )

skipped back 10